ФРАНЦУЗСКАЯ Фемида продолжает "командировать" в знаменитую парижскую тюрьму "Сантэ" (в переводе означает "здоровье") все новых и новых именитых арестантов. Только недавно эту комфортабельную по российским меркам тюрьму под большой денежный залог покинул сын покойного президента Франции Жан-Кристоф Миттеран. Сейчас же в камере # 132 этой тюрьмы поправляет свое здоровье 74-летний человек, истории жизни которого мог бы позавидовать сам Остап Бендер. Почтенный возраст не мешает ему сохранять армейскую выправку и озорной блеск в глазах. Его зовут Альфред Сирвен. Сегодня вся Франция обсуждает деяния этого загадочного человека. Бывший номер "два" французского нефтяного гиганта "Эльф", Сирвен был арестован 2 февраля на Филиппинах и экстрадирован в Париж 5 февраля. В тот день французские спецслужбы, три года охотившиеся за этим объявленным в международный розыск авантюристом, довольно потирали руки.
Арестовали "великого комбинатора" в аэропорту Манилы с французским паспортом номер 98IZ44988, принадлежащим┘ покойнику. Каким-то образом заполучив паспорт умершего еще в сентябре 1998 года Робера Лапьена, Сирвен просто вклеил туда свою фотографию.
"Серый кардинал" компании "Эльф", как величает Сирвена французская пресса, замешан сразу в нескольких "темных" финансовых делах, в которые также вовлечены десятки известных французских политиков и бизнесменов. Кстати, его экс-патрон Лоик Ле Флош-Прижан, возглавлявший "Эльф" с 1989-го по 1993 год, уже несколько лет находится в камере по обвинению в присвоении крупной суммы государственных денег.
По данным следствия, за период с 1989-го по 1993 год руководство "Эльф" отмыло более 3,5 млрд. франков (примерно 600 млн. долларов) через 20 банковских счетов, принадлежащих Сирвену и другим вовлеченным в аферу лицам в банках Женевы, Лозанны и Цюриха. Следователь из Женевы Поль Пяродин более двух лет сотрудничает с тремя следователями, ведущими дело "Эльф", и сумел проследить движение денег по банкам Швейцарии. По его данным, Сирвен переводил деньги более чем 300 обладателям счетов в различных банках, и совокупная сумма исчисляется одним миллиардом французских франков. В числе обладателей этих счетов много известных политических деятелей Франции как правого, так и левого крыла. Скорее всего средства предназначались на финансирование политических партий.
В "деле Сирвена" фигурирует также "Эльф Акитэн интернэшнл" - швейцарский филиал "Эльфа", где было создано примерно 200 фиктивных должностей, которые "занимали" как правые, так и левые политики. Швейцарский филиал "Эльфа" превратился в самую настоящую "черную кассу" для политических сил страны, в которую стекались доходы от сомнительных операций компании в различных частях света. В настоящее время следствие расшифровывает данные записной книжки Сирвена, изъятой в момент его задержания. В нее внесены имена более сотни известных политиков и экономистов Франции.
Имя Сирвена фигурирует также в истории с поставками на Тайвань французских фрегатов, которые пролоббировал в 90-х годах Ролан Дюма, являвшийся тогда министром иностранных дел Франции. В начале 90-х гг. компания "Томсон" пыталась продать Тайваню шесть военных фрегатов. Операция была под вопросом, так как могла вызвать осложнение франко-китайских отношений. Альфред Сирвен посылает Кристину Девье-Жонкур, подругу Дюма, убедить последнего получить "добро" Елисейского дворца на поставки. Замысел удалось реализовать. За посредничество в сделке "Эльф" потребовала от "Томсон" комиссионные в размере 160 млн. долларов. Однако "Томсон" подала в суд на "Эльф" за "попытку вымогательства".
Следователи объединили "дело Дюма" и "дело Сирвена" в одно общее дело, и судебные слушания, прерванные в начале февраля, возобновятся 12 марта, где впервые после ареста даст показания Сирвен. Политическая элита Пятой Республики ждет этого дня с тревогой.