Возможное расширение НАТО и планы США по созданию национальной системы противоракетной обороны (НПРО) - две основные проблемы, беспокоящие сегодня Россию на международной арене. Такой вывод можно сделать по итогам вчерашнего дня переговоров в Москве генсека Североатлантического альянса Джорджа Робертсона. Собственно, именно таким и прогнозировала "НГ" набор основных озабоченностей Москвы на этот год еще в январском номере приложения "Дипкурьер НГ". Вчера же фактически то же самое заявил президент РФ Владимир Путин во время переговоров с Робертсоном в Кремле.
Нынешний визит Робертсона в Москву знаменателен прежде всего открытием Информационного бюро НАТО в России. Впрочем, это мероприятие носит по большей мере символический характер, демонстрируя, что Москва и альянс стараются исправить отношения друг с другом, серьезно ухудшившиеся после начала бомбардировок Югославии в марте 1999 года (напомним, что именно тогда было закрыто представительство НАТО в Москве, а его сотрудники высланы из России).
Однако главный итог переговоров российских руководителей с генеральным секретарем альянса (здесь он встречался кроме Путина с министрами иностранных дел и обороны, секретарем Совбеза РФ, главой МЧС) лежит не в символической, а в сущностной плоскости. Вчерашний день визита Робертсона изобиловал важными событиями и заявлениями. Причем одно из них - о возможности вступления России в НАТО - было, как представляется, неверно интерпретировано, причем как депутатами Госдумы, на встрече с которыми Робертсон его и сделал, так и "докручено" потом до сенсации целым рядом российских СМИ. Волну поднял глава думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин, сообщивший о мнении Робертсона по поводу членства РФ в НАТО. Как передает Интерфакс, "Россию надо принимать в НАТО", - так со слов Рогозина заявил Робертсон. Эта фраза и была подхвачена. Однако сам Рогозин тут же поправился: "Или, если говорить точнее, Робертсон сказал: "Я никогда не исключал, что Россия может войти в НАТО". Собственно говоря, этого никто не исключал, поскольку сама концепция альянса предусматривает вхождение в него любого демократического государства, подходящего по географическим параметрам. Однако в НАТО Робертсон Россию не звал и на этот раз.
Ход переговоров в Кремле это лишний раз подтвердил. Расширение НАТО и включение в альянс Балтийских стран вновь было названо российской стороной в качестве угрозы.
Что же касается темы создания общеевропейской нестратегической ПРО, то здесь стороны фактически обменялись предложениями по созданию такой системы, которую в Москве видят как альтернативу американским планам по развертыванию национальной ПРО США. Этот результат - начало прямого и открытого диалога по сотрудничеству в данной сфере - действительно важный и дает основания надеяться на укрепление российских позиций в полемике с Соединенными Штатами. Примечательно, что находящийся в Москве конгрессмен-республиканец Курт Уэндел сообщил, что привез некие предложения Путину от Джорджа Буша по сотрудничеству в сфере создания стратегической системы ПРО. Как представляется, это явное прощупывание позиции России: если Москва согласится вести диалог по созданию НПРО совместно с США, то ей уже будет не с руки критиковать за создание НПРО Вашингтон.
А ведь работы по собственной НПРО американцы себе представляют гораздо четче, чем сотрудничество в этой сфере с Россией. Если вообще они могут подумать о совместной с РФ обороне против наступательного потенциала самой же России.
***
ВЧЕРА министр обороны России Игорь Сергеев во время встречи с генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном передал ему конкретные предложения российской стороны по созданию нестратегической европейской противоракетной обороны. Эти предложения подготовлены в развитие соответствующей инициативы президента Владимира Путина, выдвинутой главой российского государства в противовес планам США по развертыванию национальной ПРО.
Маршал подчеркнул, что инициатива президента России Владимира Путина о создании нестратегической европейской ПРО приобрела параметры для обсуждения. Переданные Иго рем Сергеевым генсекретарю НАТО Джорджу Робертсону конкретные предложения по нестратегической европейской противоракетной обороне в корне отличаются от того, что предлагают США.
Они включают в себя замысел и основные этапы создания такой системы. Подчеркнуто, что это не защита всей территории Европы или ее части, а система, предназначенная для защиты отдельных ракетоопасных направлений. На первом этапе предлагается созвать экспертное совещание квалифицированных специалистов и оценить, есть ли угроза нанесения ударов нестратегическими ракетами по европейским государствам. Если эксперты придут к выводу, что такие угрозы есть или могут возникнуть, то начнется второй этап - построение концептуальной модели парирования или нейтрализации этих угроз политическими или иными мирными средствами. На третьем этапе, если в нем возникнет необходимость, будут создаваться элементы противоракетной системы. Эти элементы будут мобильными и будут размещаться на ракетоопасных направлениях для прикрытия важнейших объектов.
Как известно, под нестратегической ПРО понимается совокупность информационных и огневых средств, интегрированных в рамках единой управляющей системы и решающих задачи обнаружения и поражения нестратегических ракетных средств нападения, включая баллистические ракеты малой и средней дальности, авиационные баллистические ракеты и гиперзвуковые летательные аппараты различных классов. Отметим, что между российской системой нестратегической ПРО и национальной системой ПРО США разница идеологического характера. Американская система предполагает выход из Договора по ПРО 1972 года. А российская нестратегическая ПРО удовлетворяет всем существующим международным соглашениям в области противоракетной обороны.
Однако зарубежные партнеры России проявляют в настоящее время интерес не столько к материалам концептуального характера и разрешению кризисов "политическими" средствами, сколько к конкретному облику и архитектуре системы нестратегической ПРО ТВД. Как известно, Россия в настоящее время обладает единственной в мире действующей системой ПРО г. Москвы и центрального промышленного района и имеет значительные наработки в создании нестратегических систем. Имеющийся опыт во многом уникален. Бесспорны достижения в создании зенитных ракетных систем, обладающих потенциалом противоракетной обороны. К таковым можно отнести, в частности, ЗРС С-300ПМ, С-300В, С-400 и "Панцирь". Неплохие результаты достигнуты и в создании наземных подвижных радиолокационных средств обнаружения старта баллистических ракет и сопровождения боевых блоков на траекториях их полетов. Функционирует и космический эшелон предупреждения о стартах баллистических ракет.
Однако многие из технических средств, которые могли бы представлять собой в комплексе реально функционирующую систему ПРО театра военных действий или района, нуждаются в доводке, что подразумевает в современных российских условиях ритмичное финансирование. Таким образом, реальные шаги к созданию мобильных компонентов системы нестратегической ПРО на данном этапе предполагают определенные инвестиции в российский оборонно-промышленный комплекс. Готовы ли к этому потенциальные зарубежные партнеры, покажет ближайшее время. Объединение усилий нескольких стран в создании нестратегической ПРО могло бы в достаточно короткие сроки дать ощутимые результаты.