Вопрос о восстановлении монархии в Болгарии, конечно же, никто не ставит. Но личность царя Симеона II, преуспевающего бизнесмена, живущего в Испании и в последние годы много делающего для модернизации своей родины, пользуется среди болгар большой симпатией и доверием. По итогам социологического опроса, проведенного в январе, Симеон стал третьей по популярности фигурой после нынешнего президента Петра Стоянова и мэра Софии Стефана Софиянского.
Так возникло движение в поддержку кандидатуры сына царя Бориса III на пост президента страны на выборах в конце этого года. С этой целью 76 депутатов Народного собрания обратились в Конституционный суд за разъяснением - насколько обязательно в случае с Симеоном II применение статьи Конституции, согласно которой кандидат в президенты должен проживать в Болгарии в течение последних пяти лет. Решение суда вызвало бурную полемику в обществе: семь судей из двенадцати подтвердили соответствующую статью и невозможность выставления Симеоном своей кандидатуры. Особое мнение, выраженное остальными пятью судьями, ситуацию не меняет. Представители оппозиции еще до вынесения решения КС заявили, что на суд оказывается давление со стороны властей, чтобы вывести из игры кандидатуру царя Симеона - главного соперника для нынешнего президента Петра Стоянова.
Экспресс-опрос, проведенный агентством "Факт", показал, что больше половины опрошенных хотели бы видеть Симеона II в списке кандидатов в президенты на предстоящих выборах, против - 48,5%. Причем больше 60% считают решение КС неправильным.
Президент Петр Стоянов счел необходимым подробно прокомментировать "царское дело". Главная его идея - подгонять Конституцию под царя Симеона значит унижать достоинство болгарского народа. "Мы единственное восточноевропейское государство, которое отнеслось исключительно цивилизованно к сыну своего бывшего монарха, и это было правильно, - заявил он журналистам. - Включая возвращение ему его собственности благодаря тому же Конституционному суду. Но надо делать четкое различие между цивилизованным отношением и ущемлением нашего национального достоинства. Потому что вопрос соблюдения нашей Конституции и законности - это вопрос национального самоуважения. Можно провести аналогию - любая западноевропейская монархия соблюдает свою Конституцию и законы во имя своего царя. Мы же рискуем превратиться в единственную республику, которая их нарушает, - и опять же во имя своего царя". Выход из данной ситуации главе государства видится таким: пусть лучше царь приспосабливается к болгарской Конституции, а не наоборот.
Сам Симеон II собрал главных редакторов центральных и региональных изданий "на бокал красного вина" у себя в охотничьей резиденции "Врана".
"Хочу заверить всех и прежде всего тысячи людей, которые пытаются найти способ голосовать за Симеона, что они смогут это сделать", - заявил экс-монарх журналистам.
Символический жест Симеона - он принимал журналистов в той самой комнате, где в 1946 году девятилетним царским наследником, правившим под опекой регентского совета (его отец царь Борис III умер за три года до этого), он узнал о результатах организованного коммунистическими властями референдума, упразднившего монархический строй. Спустя пять дней вместе со всей царской фамилией он покинул Болгарию. Симеона даже нельзя назвать "бывшим царем" Болгарии, поскольку официально коронован он был уже в изгнании.
Сразу после встречи во дворце "Врана" царь Симеон отправился в деловое турне в Саудовскую Аравию, где, используя свои хорошие связи с тамошним правящим домом, хлопочет об открытии посольства этой страны в Софии, а затем отправится в Италию. В начале марта бывший монарх обещал вернуться в Софию и тогда же объявить, как он намерен включиться в болгарскую политическую жизнь. В связи с этим некоторые аналитики высказывают предположение, что царь будет баллотироваться на парламентских выборах, которые состоятся в июне этого года, с перспективой его последующего избрания на пост спикера парламента.
Между тем обсуждение о внесении поправок в Конституцию продолжается. Формируется новое политическое объединение под условным названием "Национальный союз Симеон II Объединитель". Его представители подчеркивают, что статья Конституции 1991 года о пятилетнем сроке проживания кандидатов в президенты в Болгарии была включена специально, чтобы не допустить к участию в политической жизни страны царя Симеона II и других политических эмигрантов. Сторонники Симеона напоминают, что в течение последних 10 лет избирательный закон уже не раз подвергался изменениям и что недопущение Симеона II к борьбе за высший пост в государстве поставит под вопрос демократический характер предстоящих выборов.
Бухарест