ОЧЕРЕДНОЙ виток противостояния политических "сожителей" президента Франции Жака Ширака и премьер-министра Лионеля Жоспена вызвал отказ главы государства подписать черновой вариант проекта закона о новом статусе Корсики. Правительство настаивало на вынесении его на суд Совета министров 14 февраля, однако Жак Ширак просто воспользовался статьей 9-й Конституции, в соответствии с которой президент республики является председателем Совета министров.
Президент решил отложить рассмотрение проекта до следующего заседания Совета министров и посоветовал правительству "изучить его еще раз". Очевидно, что ряд положений проекта заведомо противоречил Конституции, а значит, не мог быть одобрен президентом. Противоречия эти были выявлены Государственным советом, учрежденным, кстати, знаменитым корсиканцем Наполеоном еще 8 февраля. Хотя теоретически совет возглавляет премьер-министр, на практике им руководит вице-президент, назначенный президентом. Поэтому правительство как бы получает официальное право не подчиняться косвенным рекомендациям президента, исходящим от Государственного совета. Вот и на этот раз оно предпочло ничего не менять в проекте, прошедшем нелегкий путь от июльских "матиньонских соглашений" 2000 года. Мало того, ссылаясь на решение Ассамблеи Корсики, которая "огромным большинством одобрила" текст проекта в июле 2000 года, Жоспен пообещал и в следующий раз вынести проект на суд Совета министров без изменений.
Впрочем, никакой паники - ни в оппозиции, ни среди корсиканских органов самоуправления - по этому поводу не произошло, и, по словам Лионеля Жоспена, проблема "скоро найдет свое решение". В то же время вопрос этот - национальный и региональный - остается для Франции более чем щекотливым. Очевидно, поэтому французское руководство пытается найти наиболее приемлемый вариант решения проблемы, стараясь не будоражить легко возбудимую жилку сепаратизма известных своей горячностью корсиканцев. Вот и формулировка Елисейского дворца относительно отложенного проекта звучала достаточно примирительно: текст проекта закона, говорится в официальном коммюнике, должен "позволить продолжить процесс реформ на Корсике с уважением к фундаментальным принципам нашего республиканского пакта". В этом, однако, и лежит основная проблема: прекрасно понимая, чем чревата автономия Корсики для унитарной Франции, Ширак как президент, более всего озабоченный сохранением этого статуса, неоднократно высказывался против "передачи Корсике законодательных и административных компетенций".
В чем же основные камни преткновения проекта о новом статусе Корсики? Их три. Первый касается... образования. А именно: изучения корсиканского языка в школах. По этому поводу Ширак тоже не раз высказывался негативно. Второй и, как представляется, более важный аспект связан с передачей местным властям законодательных полномочий до 2004 года, то есть до предполагаемого пересмотра Конституции. И хотя в проекте рассматриваются законодательные возможности только в рамках, оговоренных правительством Франции, Государственный совет слишком широко расценил контуры предполагаемой автономии. Третий камень преткновения - статья 1-я нового закона, позволяющая "модифицировать или адаптировать законодательные и регламентарные... постановления, касающиеся компетенций, организации и функционирования" местных органов управления острова, его экономического, социального и культурного развития.
На Елисейских полях предпочитают не говорить о конституционном кризисе. Однако французская Конституция не располагает механизмом решения подобных проблем, то есть когда прерогативы президента входят в конфликт с предложениями премьер-министра. Так или иначе, если Жак Ширак будет в течение продолжительного времени отказываться от вынесения проекта закона на повестку дня Совета министров, правительство сможет попросить парламент взять законодательную инициативу на себя. В этом случае законопроекту не придется проходить через Совет министров.