УЖЕСТОЧЕНИЕ внешнеполитического курса США на российском направлении с приходом новой администрации в Белый дом прогнозировалось задолго до инаугурации Джорджа Буша - об этом можно было судить еще по его предвыборным высказываниям за год до победы на выборах 2000 года. Однако вряд ли можно было ожидать, что Вашингтон начнет такое масштабное наступление на Москву. Резкие обвинения в адрес России - каких не было слышно, вероятно, со времен Рональда Рейгана в догорбачевский период, - буквально каждый день раздаются из уст самых высокопоставленных официальных лиц в США.
Вчера к хору антироссийских голосов присоединился министр обороны США Дональд Рамсфелд. Выступая вчера на телеканале Пи-би-эс, он обвинил Россию в том, что она незаконно продает и передает ракетно-ядерные технологии странам, которые, в трактовке Вашингтона, могут угрожать Соединенным Штатам. "Давайте будем честными по поводу того, чем занимается Россия, - заявил Рамсфелд. - Россия - злостный нарушитель режима нераспространения". Правда, угроза интересам США, как полагает шеф Пентагона, не только в этом: "Они (русские. - Д.Г.) это только часть проблемы. Они продают (ракетно-ядерные технологии. - Д.Г.) и содействуют таким странам, как Иран, Северная Корея и Индия, а также другим странам в развитии технологий, которые представляют угрозу другим, в том числе Соединенным Штатам, Западной Европе и некоторым странам Ближнего Востока".
Напомним, что в распространении ракетных технологий Россию совсем недавно обвинил и директор ЦРУ Джордж Тенет (см. "НГ" # 27 от 15.02.01). О российской угрозе говорила также советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс. Позавчерашнее выступление самого Джорджа Буша перед американским военным командованием хоть и не содержит конкретных обвинений в адрес России (да и каких-либо иных стран), но выдержано в том же духе - Америке отовсюду угрожают, и одной из главных опасностей он также назвал распространение ядерных технологий.
Высказывания Райс и Тенета, как бы то ни было, содержали лишь оценки угроз безопасности США со стороны России. А вот вчерашнее телеинтервью Рамсфелда в принципе обнажила причины такой антироссийской волны - глава военного ведомства США фактически дал понять, что, обвиняя Москву в распространении ядерных технологий, Вашингтон хочет выбить у нее аргументы в споре по проблеме противоракетной обороны: "Непонятно, почему они (русские. - Д.Г.) активно распространяют (ракетные технологии. - Прим. Ассошиэйтед пресс), а потом выражают недовольство тем, что Соединенные Штаты хотят защитить себя от плодов их же (русских. - Д.Г.) деятельности по распространению".
И, продолжив свою мысль, Рамсфелд еще раз заявил о необходимости создания национальной системы ПРО. И добавил, что России не стоит опасаться НПРО, поскольку она не сможет защитить Америку от российских ракет (противоположной точки зрения придерживаются даже американские эксперты, мнение одного из них можно прочесть в материале ниже на этой же странице). Причем, по его прогнозам, "русские приспособятся" к НПРО, а европейцы и вовсе вскоре с радостью примут идею противоракетного щита над всей территорией США.
Ощущение того, что в США действительно началась кампания по дискредитации России и обвинению ее в нарушении международных обязательств, дополняется вчерашней публикацией в "Вашингтон таймс" - газете второго ряда, не самой влиятельной, но имеющей хорошие связи с американскими спецслужбами. Так вот, "Вашингтон таймс" возвращается к своей предыдущей статье от 3 января 2001 года, наделавшей много шума, но так и не получившей подтверждения, о том, что в Калининградской области якобы размещено тактическое ядерное оружие. Вчера "Вашингтон таймс" сообщила, что американские разведывательные спутники определили точные места его дислокации, правда, они почему-то не называются. Сообщивший это газете анонимный источник, в частности, говорит: "Русские отрицают, но мы-то знаем лучше".
Возникает странное ощущение, будто Вашингтон хочет вернуться в эпоху противостояния и взаимных обвинений. Безусловно, противоречий у РФ и США предостаточно, они существовали, причем немалые, и в период правления демократической администрации. Однако лексика и тон, избранный высокопоставленными представителями американского руководства, однозначно указывают на отсутствие желания развивать отношения с Россией и вести конструктивный диалог.