"МЫ ДОЛЖНЫ подготовить страну к угрозам новой эпохи", - таков основной смысл уже второго за последнюю неделю выступления нового президента США Джорджа Буша по вопросам военной политики. Вслед за обещанием дополнительных ассигнований на нужды Пентагона в размере почти шести миллиардов долларов нынешний хозяин Белого дома обратился к высшему генералитету в командном пункте Объединенного комитета начальников штабов в Норфолке с пространной речью о том, какими он видит вооруженные силы США в будущем.
Буш не стал вдаваться в детали, тем более что, по его же словам, пока "еще не ясны точные очертания наших будущих вооруженных сил". Задачу прояснить эти очертания президент поручил своему министру обороны Дональду Рамсфелду, которому он "предоставил на сей счет самые широкие полномочия". Однако общие направления развития американских армии, авиации и флота, согласно Бушу, уже определены.
Пока ни о какой реформе ВС США говорить нельзя, поскольку это дело многих лет и концепция этого сложнейшего проекта еще не проработана. Однако главное, что Буш хочет поменять, - набор приоритетов. В будущем, по его мнению, американским вооруженным силам необходимо ориентироваться на использование новейших технологий и достижений информатизации. "Наша цель лежит гораздо дальше маргинальных изменений - использовать плоды новых технологий для поддержки новой стратегии". Таким образом действия войск станут гораздо эффективнее, а безопасность личного состава резко повысится. Еще одним способом повышения эффективности Буш считает придание большей мобильности своим ВС для реакции на возможные угрозы по всему миру. "Сила все больше определяется не размером (армии. - Д.Г.), а ее мобильностью и быстротой реакции", - считает Буш.
Примечательно, что в военно-политической концепции новой американской администрации очень часто употребляются слова "угроза" и "опасность". Конечно, президент Буш не стал - как недавно директор ЦРУ Джордж Тенет - конкретизировать страны, от которых эти угрозы исходят. Это не президентское дело. Однако принципиально его выступление выдержано в том же духе: кругом враги. А кто эти враги - смотри выступление Тенета ("НГ" # 23 от 09.02.2001).
Помимо врагов есть еще и союзники, и о них новый американский президент не забыл: "не для того мы вместе победили в холодной войне, чтобы потом пойти разными путями". Реверанс в сторону стратегических партнеров (по НАТО - главным образом), вероятно, обусловлен не только стремлением защитить кроме себя и бедную Европу. В последнее время наметилась тенденция (опасная, кстати, для России) смягчения позиции некоторых крупных европейских стран, в первую очередь Германии, по поводу планов США по созданию национальной системы противоракетной обороны. И Вашингтону, безусловно, необходимо эту тенденцию всячески развивать, для чего и нужны обещания, скажем, распространить систему НПРО США в будущем и на европейские страны.
Впрочем, повторим, Буш лишь вкратце обрисовал общие перспективы своей военной политики. Что же до конкретики, то ей будет заниматься Дональд Рамсфелд. Он, кстати, давно готовит проект реформы вооруженных сил и уже не раз о нем говорил. В частности, весьма подробно рассказал он о своих планах 11 января в ходе слушаний в сенатском комитете по делам вооруженных сил во время своего утверждения на посту шефа Пентагона.
***
РОНАЛЬД Рамсфелд тогда сообщил сенаторам, что для выполнения поставленных президентом Бушем перед вооруженными силами задач он намерен действовать в пяти основных направлениях.
Во-первых, по его мнению, должен быть сформирован и обеспечен должной поддержкой потенциал сдерживания, соответствующий новой обстановке в сфере национальной безопасности. Нужно признать как свершившийся факт быстрое распространение оружия массового разрушения и средств его доставки, и за этим должен осуществляться контроль. Следовательно, должна измениться политика управления сдерживанием.
Подобная политика сдерживания должна базироваться на комбинации совместно действующих наступательных ядерных и обычных оборонительных возможностей, нацеленных на недопущение использования потенциальным противником преимуществ и выгод, которые можно получить с помощью угрозы применения или применения оружия массового разрушения против США, а также их союзников.
Вторая задача заключается в том, чтобы обеспечить боеготовность и способность развертываемых сил к длительным действиям. Цена неадекватной степени готовности оплачивается ненужным риском для американских интернов и жизнями американских военнослужащих.
Как отметил Рамсфелд, "наши вооруженные силы сегодня полностью добровольные. Люди, которые служат в них, с готовностью откликнулись на призыв послужить в армии во имя страны и принимают трудности и опасности, которые связаны с воинской службой. Но, как подчеркнул президент Буш, даже самый высокий моральный уровень в конечном счете может быть подорван противоречивыми развертываниями войск, низким денежным довольствием, нехваткой запасных частей, оборудования и снижением в итоге боевой готовности".
По словам нового министра, комплектующиеся на добровольной основе вооруженные силы имеют только два способа качественного заполнения штатных должностей. Первый заключается в снижении требований, предъявляемых к военнослужащим, в то время как другой имеет целью побудить лучших и самых выдающихся к тому, чтобы поступить на военную службу и остаться в армии. "Моя деятельность на посту министра обороны будет во многом сосредоточена на том, чтобы государство было заинтересовано привлечь и оставить в армии лучших людей страны", - пообещал Рамсфелд.
Третья задача состоит в том, чтобы модернизировать управление войсками, связь, разведку и космический потенциал ВС США. Рамсфелд заявил, что "современная инфраструктура управления войсками, связи и разведки является основой, на которой будет применяться военная мощь США".
Он сказал, что намерен усилить разведывательные возможности США для текущих и долгосрочных потребностей национальной безопасности. "Я буду лично заниматься налаживанием тесного сотрудничества между Министерством обороны и остальными ветвями разведывательного сообщества США, находящимися под руководством директора Центрального разведывательного управления", - отметил Рамсфелд.
Четвертая задача заключается в ускорении процесса военно-научных исследований, разработки и закупок вооружений. По мнению нового министра, "существует очевидная потребность стремительно вводить в строй новые системы оружия. Преобразование военной мощи США с целью получения наиболее полного преимущества промышленных информационных технологий требует срочных инвестиций в научный и промышленный потенциалы США".
Он сказал, что существующий процесс закупок систем вооружения не совсем соответствует требованиям, предъявляемым в условиях расширения нетрадиционных и асимметричных угроз. В настоящее время цикл от начала программы до возможности первого широкомасштабного применения систем обычно составляет более восьми лет.
Пятая задача - преобразование организационно-штатных структур и деятельности МО. Как отметил Рамсфелд в ходе слушаний, "доставшиеся ему в наследство устаревшие структурные институты, органы и процессы не просто создают ненужные затраты, но и накладывают неприемлемое бремя на национальную оборону".
В целом Рамсфелд охарактеризовал задачи, стоящие перед Министерством обороны, как "чрезвычайно сложные". Тем не менее он решительно настроен добиваться выполнения поставленных целей, планируя при этом осуществлять указанные мероприятия в рамках существующего военного бюджета, составляющего примерно 250 миллиардов долларов в год. Деятельности Рамсфелда во многом будет способствовать тот факт, что он, по имеющимся данным, пользуется широкой двухпартийной поддержкой в сенате.
Выступая в начале февраля с.г. на международной конференции по проблемам разоружения в Мюнхене, Дональд Рамсфелд еще раз подтвердил, что остается одним из самых активных сторонников создания Национальной системы противоракетной обороны (ПРО). Он заявил, что создание ПРО никак не повлияло на геополитическую стабильность. По его словам, те, кто критикует ПРО, попросту делают неверные выводы. Опасения Москвы относительно возможного нарушения ядерного паритета Рамсфелд считает "необоснованными". Кроме того, он утверждает, что Договор по ПРО от 1972 года устарел и применять его в нынешних, изменившихся условиях не вполне оправданно. По словам министра обороны США, на планете появились новые источники опасности, о которых авторы текста 19-летней давности не могли даже предполагать. Рамсфелд полагает, что призывы в точности соблюдать условия этого договора - проявление образа мышления, характерного для навсегда ушедших в прошлое времен холодной войны.