Путин в Австрии был прагматичен и четко дал понять, что экономика для России и ее президента - проблема номер один и что решению этой проблемы будут подчинены не только меры внутреннего порядка, но и внешняя политика. Российский лидер был последователен. Он еще раз подтвердил негативную оценку расширения НАТО на восток. По его мнению, если нет организации Варшавского договора, то не должно быть и организации НАТО, которая утратила значительную часть своих задач.
России очень важен австрийский нейтралитет, но Путин не стал вспоминать историю и давить на необходимость его сохранения: пусть народ Альпийской республики сам решает, куда идти государству. Тем самым российский президент подчеркнул, что у современной России нет имперских амбиций, но одновременно как бы сказал всему Западу: делайте так, как считаете нужным, но и мы будем делать точно так же. Эту формулу отношений России с зарубежными странами можно перевести и по-другому: если вы не будете уважать наше мнение, то не рассчитывайте на уважение и с нашей стороны.
Путин в Австрии выполнил и еще одну очень важную задачу - встретился с премьер-министром Словении Янезом Дрновшеком, президентом Словакии Рудольфом Шустером и президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейбергой. Это можно расценивать как серьезный разворот России лицом к странам Восточной Европы. В случае с первыми двумя странами первую скрипку опять играет экономика. Со Словакией предполагается развивать сотрудничество в области атомной промышленности и военно-технической сфере и решать вопрос о строительстве газопровода Ямал - Западная Европа через территорию этой страны. Со Словенией речь шла о возможности увеличения товарооборота в пять раз.
Другое дело - Латвия. Для Вайры Вике-Фрейберга встреча с Путиным означает реальную возможность сломать лед не только в отношениях между двумя странами, но и открыть новую страницу в отношениях России со всей Балтией. Здесь тоже очень много экономики, но больше политики. Путин с коллегой из Риги наверняка поговорил об улучшении положения соотечественников в Латвии и, разумеется, о нейтралитете, но давить, как и в случае с Австрией, не стал.
Российский лидер был, разумеется, информирован о том, что за несколько дней до его встречи с президентом Латвии Верховный суд в Риге смягчил приговор бывшему сотруднику НКВД Евгению Савенко, и тот был отпущен на свободу. Путину наверняка рассказали и о том, что осужденный в Латвии бывший чекист Михаил Фарбтух подал прошение о досрочном освобождении по состоянию здоровья и тоже имеет шанс выйти на волю. Эта информация должна была порадовать президента РФ. Но Путин знает и о том, что в Латвии закрываются радиостанции, которые больше, чем положено, говорят на русском языке, и многое другое, что до сих пор стоит между двумя странами.
Недавно Совет Европы снял с Латвии мониторинг за соблюдением прав человека, но высказал соответствующие рекомендации, означающие, что с правами человека в республике далеко не все в порядке. Поэтому, если латвийское руководство имеет серьезные и искренние намерения улучшить отношения с Россией, оно должно всегда помнить о путинской формуле: "Если вы не будете уважать наше мнение, то не ждите уважения и от нас".