ТРУДНО не согласиться с американским журналистом Маура Рэйнолдсом, много пишущим из России, когда он говорит, что калифорнийцам со всеми их энергетическими проблемами, дескать, и не снилось положение, в котором находится российское Приморье. Однако от сравнения с нашим Приморьем не легче ни фермерам, у которых без непременного ночного подогрева замерзают цитрусовые, ни владельцам мелких предприятий бытового обслуживания, например, прачечных и химчисток, для которых отключение электричества смерти подобно, ни венчурным предприятиям Силиконовой долины, без круглосуточной работы компьютерных установок обреченным на банкротство, ни, наконец, самому Золотому штату, судьба которого будет плачевна, начнись перебазирование бизнеса в другие, более энергообеспеченные и, следовательно, гарантирующие большую прибыль. За последние полгода Золотой штат, Калифорния, отнюдь не в своем символическом обозначении (каждый штат США помимо официального имеет и такое), но в самом прямом смысле стал штатом "золотым".
Только что в корпункт РИА "Новости" пришел очередной счет за коммунальные услуги - электричество и газ. Выяснилось, что за срок с января по февраль цена на них в Калифорнии возросла еще на 60%, что довело расходы корпункта по этой статье до 376 долларов, при том что в штате никто пока не отменял ограничений, которые были наложены в 1996 году в связи с политикой децентрализации в сфере энергоснабжения на ведущие компании коммунальных услуг. Одна из них "Тихоокеанский газ и электричество" (PG&E) обслуживает весь район Сан-Францисского залива. Суть ограничений заключается в запрещении возмещать убытки от роста стоимости энергоресурсов за счет потребителей, будь то отдельные граждане или предприятия бизнеса. Правда, надо отдать должное этой компании: в конверт с умопомрачительным счетом на этот раз оказались вложены инструкции, призванные облегчить участь хотя бы какой-то части потребителей, все с большим ужасом ожидающих каждого следующего срока... не оплаты - расплаты! - за пользование электричеством и газом.
Первая инструкция предлагает проверить, не относится ли ваша семья к одной из четырех категорий, принадлежность к которым обеспечит вам льготу в виде снижения суммы расходов на коммунальные услуги на 15% при снижении на 9% суммы доплат. Под льготы попадают семьи не менее чем из 2 человек при доходе 18 тыс., 3-х при 21 тыс., 4-х при 25 тыс., 5 при доходе в 30 тысяч. Тут же прилагается бланк для заполнения. Вторая инструкция рассчитана на всех потребителей газа и электроэнергии, заинтересованных в снижении своих расходов на коммунальные услуги. Держите ваш холодильник в чистоте, пылесосьте катушки не менее двух раз в год, поскольку загрязненные катушки ведут к большему поглощению электроэнергии. Расстаньтесь со своим вторым холодильником, если у вас такой имеется. Расстаньтесь также и с первым, если ему уже более 10 лет, и т.д.
На этот раз появилась и особая приписка на счете, сообщающая номер нашего энергоблока - 0,5 и поясняющая, что он может быть отключен безо всякого предупреждения в случае ситуации, которую здесь называют "тревога номер 3". Последняя уже утратила новизну, поскольку волновое поблочное отключение в связи с нехваткой электроэнергии в штате нам удалось испытать этой зимой уже не раз. Предупреждают также, что летом отключения электричества станут вообще делом обычным, поскольку Калифорния столкнется с дефицитом электроэнергии в размере не менее 5000 мегаватт: без кондиционеров и холодильных установок не сможет работать ни одно калифорнийское предприятие, в первую очередь в рамках торговой сети и в сфере обслуживания.
Думаю, серьезность положения с ростом расценок на коммунальные услуги на уровне потребителя и в сфере бизнеса из рассказанного выше очевидна, а ведь речь еще не шла о воде, которая в связи с ростом цен на электроэнергию также становится в Калифорнии все дороже. Ситуация, однако, усугубляется тем, что сами ведущие калифорнийские компании коммунальных услуг уже не один месяц находятся на грани банкротства, вызванного вышеупомянутым запретом возмещать убытки, связанные с ростом цен на энергоносители, за счет потребителей. А по большому счету за всем этим стоит нарушенный в Калифорнии здоровый баланс спроса и предложения на энергетическом рынке.
В 1996 году Калифорния в целях обеспечения большей конкуренции, которая должна была привести к снижению цен на коммунальные услуги, чуть ли не первой осуществила "децентрализацию" своего энергетического хозяйства, предоставив право крупным компаниям выставить на свободный рынок предприятия, обеспечивающие производство и передачу электроэнергии. Сделано это было в ситуации, когда цены на энергоносители сдерживались в рамках умеренности при вполне достаточном предложении на рынке энергетики. Никто не мог предположить, что за последние пять лет и численность населения, и объем производства, в первую очередь высокотехнологичного, сосредоточенного в Силиконовой долине, увеличится настолько, что спрос на электроэнергию возрастет многократно при все тех же фактически энергомощностях в самой Калифорнии и сокращении поставок энергии извне. В результате цены на коммунальные услуги не только не уменьшились, но, с учетом значительного превышения спроса над предложением, напротив, подскочили вверх. Некоторые в США поспешили в связи с этим объявить "децентрализацию" (американцы говорят о "дерегулировании" или ослаблении регулирования) в принципе неприемлемой для такой важной отрасли хозяйства, как энергетика.
В настоящее время многие американские штаты (в их числе Нью-Мексика, Оклахома, Арканзас, Западная Вирджиния, Невада и другие), начавшие было у себя процесс децентрализации, но немедленно приостановившие его в связи с разразившимся в Калифорнии энергокризисом, все более внимательно изучают опыт Пенсильвании, который признается сегодня наилучшим.
Одно из первых совещаний, созванных президентом Бушем, было посвящено проблеме энергокризиса в Калифорнии. Его результатом стало заключение: энергокризис в Калифорнии - по большей части дело рук самого Золотого штата. Президент Буш, продлив на две недели срок действия распоряжения своего предшественника относительно обязательных поставок в Калифорнию электроэнергии из соседних штатов (Орегон, Вашингтон, Монтана и Невада), тем не менее четко предупредил, что Калифорния собственными силами обязана решить проблему, созданную ею же самой.
Джордж Буш воспользовался энергокризисом в Калифорнии как наглядным примером для доказательства необходимости пересмотра энергетической политики страны в целом и прежде всего отказа от чрезмерной зависимости США от зарубежных поставок энергоносителей (от стран ОПЕК) и переориентации на собственные источники энергии. Меры, предпринимаемые в срочном порядке законодателями Калифорнии по настоянию губернатора Грея Дэйвиса, "умеренного демократа", а не либерала, отчасти отражают те направления, которые вошли в качестве составных в энергетическую программу новой администрации Буша.
Выступая на пресс-конференции в связи с началом строительства электростанции мощностью 545 мегаватт в 45 милях к северу от столицы Калифорнии Сакраменто, губернатор Грей Дэйвис заверил, что "Калифорния докажет способность и обеспечить больше электроэнергии, и сохранить в неприкосновенности окружающую среду". Будущее покажет, а пока в планы штата входит увеличение мощностей на 5000 мегаватт к июлю 2002 и еще на 10 000 к лету 2004 года. Большие надежды связывают с использованием альтернативных источников энергии (солнца, ветра), со "вторичным энергосырьем" (тепловые отходы от работы промышленных предприятий). Как заявил на днях глава Калифорнийского Управления защиты окружающей среды Уинстон Хикокс, буквально ежедневно о себе заявляют все новые и новые люди, готовые поделиться своими идеями вывода Золотого штата из энергетического кризиса. Пожалуй, к числу таких идей можно отнести и политику наибольшего благоприятствования в отношении мелких предпринимателей, готовых, взяв кредит у штата, в кратчайшие сроки построить небольшие силовые установки, работающие на природном газе или на утилизированном жидком топливе, с тем чтобы эти установки работали лишь в такое время суток, когда потребность в электроэнергии особенно велика. Губернатор Калифорнии уже обратился к президенту Бушу с просьбой оказать содействие в принятии соответствующими федеральными ведомствами необходимых мер для обеспечения возможности пуска таких предприятий не позднее лета сего года. Среди энтузиастов такого направления выхода из кризиса главный управляющий департамента водо- и энергоснабжения Лос-Анджелеса Дэвид Фримэн, в прошлом советник по вопросам энергетики президентов Джонсона, Никсона и Картера. По его мнению, энергетический кризис, переживаемый в настоящее время Калифорнией, является сигналом окончания эры крупномасштабных энергопредприятий, таких, как ядерные электростанции, генераторы, работающие на угле, плотины. Будущее за микротурбинами, топливными элементами, чистыми источниками энергии и, главное, за энергосбережением. Фримэн является одним из первых в США энергетиков, предположивших, что охрана природы, отказ от расточительства могут стать важнейшими источниками получения энергии...
Сегодня Калифорния лишь в начале пути решения своих энергетических проблем. Пока процесс расширения энергомощностей только намечается, на помощь штату под давлением администрации Буша пришла судебная ветвь власти: окружной судья Фрэнк Дэмрэлл наложил запрет на приостановку поставок штату электроэнергии тремя основными компаниями-оптовиками, которые опасаются, что штат никогда не расплатится с ними ввиду бедственного финансового положения крупнейших компаний коммунальных услуг. По словам министра финансов Калифорнии Фила Анджелидис, "при всех наших экономических бедах и неприятностях Калифорния остается в глазах людей достойной того, чтобы в нее инвестировать".
Сан-Франциско