Уже прошли две встречи, которые в зависимости от выполнения достигнутых договоренностей или назовут историческими, или они станут всего лишь одним из эпизодов не прекращающейся уже не один десяток лет борьбы между колумбийскими повстанцами и правительством. Президент Колумбии Андрес Пастрана начал переговоры с главой одной из крупнейших повстанческих группировок Революционных вооруженных сил Колумбии (РВСК) Мануэлем Маруландой для того, чтобы поставить окончательную точку в вопросе о возобновлении переговоров между РВСК и правительством, прерванных три месяца назад. Пастрана, по сути, выдвинул повстанцам ультиматум: сесть за стол переговоров до воскресенья, в противном случае правительственные войска войдут в 42-километровую буферную зону, созданную еще в 1998 году специально для ведения переговоров с повстанцами, что будет означать начало крупномасштабных боевых действий. Срок действия буферной зоны должен был истечь еще 31 января, однако президент настоял на продлении ее действия на неделю, до воскресенья. Именно к этом числу необходимо принять окончательное решение о возобновлении переговоров между РВСК и правительством.
Ради этой встречи и возобновления мирных переговоров Пастрана в конце января даже был вынужден прервать свое европейское турне, отказаться от участия в форуме в Давосе и вернуться в Колумбию - ситуация в стране в связи с все более частыми вылазками боевиков и массовой гибелью людей стала критической. С начала января в стране прошла целая волна террористических актов, организованных правоэкстремистскими бандформированиями с целью окончательного срыва мирных переговоров между правительством и повстанческими организациями - Революционными вооруженными силами Колумбии и Армией национального освобождения. 5 января в департаменте Антьокия, на северо-западе Колумбии, были расстреляны 11 крестьян. 11 января во втором по величине городе страны, Медельине, был взорван автомобиль, в результате были ранены более 50 человек. 15 января правые экстремисты расстреляли 10 мирных жителей в городе Вальедупар на севере Колумбии. На центральной площади поселка Ченге были расстреляны 24 человека и сожжено 30 домов. В самом начале января глава ультраправых Карлос Кастаньо обратился к уполномоченному президента Колумбии по мирному урегулированию Камило Гомесу и лидеру Либеральной партии Орасио Серпе с требованием изменить тактику отношений с ультраправыми организациями. Только с начала года террористы совершили 23 массовых убийства. Всего от рук правоэкстремистских группировок, насчитывающих приблизительно 8 тысяч человек, погибли более 138 человек. Почти все карательные акты против мирного населения "парамилитарес" осуществляют в зонах влияния левых партизан, насчитывающих примерно 25 тысяч боевиков.
Положение еще более обострилось после переброски в район, непосредственно примыкающий к демилитаризованной зоне, крупных армейских подкреплений и заявления командующего 12-й бригадой генерала Хавьера Ариаса о готовности занять территорию, где ведутся переговоры, в случае их срыва. Это означало, что армия готова пойти на крупномасштабные боевые действия против повстанческих группировок. Андресу Пастране, который после прихода к власти в 1998 году выступил инициатором переговоров с повстанцами, пришлось пойти на крайнюю меру: согласиться самому сесть за стол переговоров с повстанцами.
Решение президента о личной встрече с Мануэлем Маруландой напомнило многим соломинку, за которую попыталось ухватиться правительство в агонии мирного процесса в Колумбии. От президента ждут, что встреча с лидером повстанцев будет чем-то большим, чем взаимным пожатием рук и обменом улыбками. Колумбийский журнал "Семаналь" пишет, что "Пастрана должен выйти с чем-то большим, чем просто с фотографией".
Все подробности подготовки к встрече держались в глубокой тайне. Даже за день до ее проведения не было известно точное место переговоров, сообщалось только, что они пройдут в демилитаризованной зоне. Одним из результатов встречи могло бы быть так называемое гуманитарное соглашение между правительством и повстанцами - в частности, взаимный обмен военнопленными, прежде всего ранеными и больными. Очевидно, основными темами встречи стали будущее "Плана Колумбия" и борьба с ультраправыми "парамилитарес".
Далеко не все считают, что эта встреча может принести какие-то конкретные результаты. Бывший повстанец, а ныне член парламента Колумбии Антонио Наварро полагает, что не стоит возлагать слишком больших надежд на встречу, которую часто называют исторической. Ее итоги будут весьма "скромными", говорит он. Возможно, и будут достигнуты некоторые соглашения по гуманитарным вопросам, даже, может быть, будет принято решение о частичном прекращении огня, но это не значит, что соглашения будут реально выполняться.