В конце февраля в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН будет вновь поднят вопрос о продлении или снятии режима санкций в отношении Ирака. Во встрече с иракской делегацией планирует принять участие Генсек ООН Кофи Аннан. Сейчас изменился подтекст обсуждения этой темы: все участники его знают, что во многом от позиции стран - членов СБ ООН, в том числе и России, по этому вопросу будет зависеть уровень и качество их же будущего экономического присутствия в Ираке.
"За 8 лет правления администрации Билла Клинтона США не добились существенных успехов в оказании давления на Ирак. Значительных сдвигов не произошло ни в вопросе контроля за вооружением, ни в стремлении поддержать иракскую оппозицию, ни в снижении угрозы соседним государствам", - таков общий вывод доклада Дипломатического центра стратегических исследований в Каире, рассматривающего результаты политики санкций в отношении Ирака.
В этом же докладе высказывается предположение, что новый президент Соединенных Штатов скорректирует политику по отношению к Ираку в сторону ее ужесточения. И первые же шаги Джорджа Буша-младшего эти выводы ясно подтверждают. Так, сразу же после своего избрания очередной хозяин Белого дома отдал указания вице-президенту Ричарду Чейни и госсекретарю Колину Пауэллу "сосредоточиться на иракском файле" и устранить "пробуксовки", допущенные предыдущим руководством.
Следуя указаниям своего шефа, Колин Пауэлл поручает своим помощникам "взбодрить" санкции в соответствии с обязательствами, взятыми на себя новой администрацией.
В свою очередь, советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс заявила: "Ничего не изменится в политике США, пока у власти в Багдаде будет Саддам Хусейн. Поэтому Вашингтон должен мобилизовать все свои возможные ресурсы для оказания давления на Ирак".
В этом же докладе Дипломатического центра по стратегическим исследованиям не исключается и возможность применения "прямой силы" в отношении Ирака.
Однако в США есть и немало политиков, понимающих, что санкции в отношении Ирака уже нельзя не пересматривать. Так, Джеффри Кемп, эксперт Никсоновского центра мира, напоминает об очевидном - санкции, наложенные на Ирак, в первую очередь ударяют по иракскому народу, но помогают Саддаму Хусейну. Кемп полагает, что жесткие санкции должны сохраняться, однако став "более целенаправленными и глубокими". К примеру, должны сохраниться санкции по контролю за производством оружия массового уничтожения, но они должны быть пересмотрены по отношению к компаниям нефтегазового комплекса.
Данные предложения стали следствием реального положения дел. В то время как у американских компаний связаны руки, их конкуренты вовсю ведут закулисные торги и борьбу за выгодные иракские контракты, фактически игнорируя угрозы Вашингтона.
Так, по информации авторитетного "Ближневосточного экономического обозрения", выходящего в Никосии, Багдад в последнее время резко увеличил продажу своей нефти. В январе иракский экспорт нефти в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие" по сравнению с декабрем прошлого года увеличился в два раза и составил 1,17 млн. баррелей в день. Ирак стал главным поставщиком нефти в Марокко, обогнав Саудовскую Аравию и Иран.
"Ближневосточное экономическое обозрение" отмечает и тот факт, что в числе покупателей иракской нефти значатся такие крупнейшие мировые компании, как "Экссон", "Бритиш Петролеум", "Тексако". Хотя уточняется, что покупка нефти происходит не напрямую, а через неизвестные фирмы, зарегистрированные в России, Белоруссии, Украине, Малайзии, Лихтенштейне и ЮАР. Признается, что мировые державы вынуждены закрывать на это глаза, так как поставки иракской нефти необходимы для снижения мировых цен на это сырье.
А какова ситуация в самом Ираке? В последнее время руководство страны ведет активную челночную дипломатию, призванную смягчить позиции своих соседей по региону, а также заручиться международной поддержкой в вопросе снятия санкций. Фактически Багдад сегодня самостоятельно выходит из режима санкций.
Из последних событий в этой связи можно выделить два наиболее ярких: подписание выгодных договоров с Египтом и Сирией. Так, в ноябре Багдад и Каир восстановили дипотношения, разорванные в 1991 г. В начале января между двумя этими странами был подписан договор о беспошлинной торговле товарами местного производства. В конце этого же месяца подобные документы были подписаны и с Дамаском. Предполагается, что уже в этом году товарооборот между этими странами возрастет вдвое и составит порядка миллиарда долларов. Как известно, в сентябре в Сирию вновь потекла иракская нефть по размороженному нефтепроводу.
Также в конце января в Дамаск прибыла делегация из Багдада. В состав ее вошли вице-президент Ирака Таха Ясин Рамадан, министр иностранных дел Мухаммед Саид ас-Сахаф, министр торговли Мухаммед Махди Салех. Было принято решение открыть посольство Сирии в Багдаде, а также было подписано очень важное для обеих сторон соглашение по использованию вод рек Тигр и Евфрат.
Договоры, подобные заключенным в Каире и Дамаске, Багдад планирует подписать с ОАЭ и Ливаном.
Надежные союзники США в регионе - Саудовская Аравия и Турция - обращаются в ООН с просьбой о смягчении санкций в отношении Ирака. В ноябре саудовцы открыли наземные границы с Ираком. Турция качает иракскую нефть по своему нефтепроводу, расширяя приграничную торговлю.
Ирак обращается к своим соседям и за посреднической помощью в урегулировании своих застарелых конфликтов. Так, сегодня Египет и Иордания пытаются смягчить разногласия между Ираком и Кувейтом. Багдад возлагает большие надежды на предстоящий в марте саммит Лиги арабских государств (ЛАГ).
Багдаду удалось убедить мир, что как бы ни были болезненны для него санкции, они в ощутимой мере наносят вред и его торговым партнерам. Поэтому в борьбе за их отмену он рассчитывает на их действенную помощь. Как результат - почти еженедельно из иракской столицы поступают сообщения об открытии очередного иностранного посольства. Фактически прорвана и воздушная блокада - с августа открыт международный аэропорт в Багдаде.
А что же Россия? Как известно, Москва, Париж и Пекин, являющиеся постоянными членами СБ ООН, выступают за скорейшую отмену санкций. Иракскому руководству больше импонируют резкие заявления французского правительства, чем обтекаемые протесты российского МИДа. Багдад недоволен "инертностью" Москвы. Напомним, недавно им была подвергнута критике деятельность нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", получившей в 1997 г. контракт на разработку нефтяного месторождения Западная Курна-2. В Ираке раздражены "медлительностью" компании. Там понимают, что в контексте санкций "ЛУКОЙЛ" не может в полной мере начать разработку месторождения, но, как сказал не пожелавший назвать себя высокопоставленный источник, "в "ЛУКОЙЛе" могли бы более энергично создавать видимость работы, что стало бы сильным раздражителем для других и способствовало бы, по мнению Багдада, скорейшему снятию санкций".
В этой связи в Ираке стали связывать свои надежды с другой российской компанией - "Славнефть". В отличие от "ЛУКОЙЛа" ее фактически можно назвать государственной. По словам вице-президента компании Андрея Шторха, уже в конце марта "Славнефть" заключит с иракской стороной контракт на разработку месторождения Шубба.
Большинство российских компаний высказывает обиду на МИД РФ, который, как им кажется, недостаточно защищает интересы родного бизнеса. В пример ставится поведение дипломатов из других европейских стран, которые жестко лоббируют интересы своих предпринимателей. В результате, к примеру, поездки Ламберто Дини в Иран итальянские компании получили в этой стране интересные предложения по сотрудничеству.