0
1117
Газета В мире Интернет-версия

07.02.2001 00:00:00

По европейским нормам Рига жить не хочет


-ГАРОЛЬД ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, скажите, Русская община Латвии, президентом которой вы являетесь уже четыре года, - это единственная организация, имеющая отношение к русскоязычному населению республики, или нет?

- Нет, не единственная. В Минюсте зарегистрировано более 60 организаций, которые в той или иной мере касаются "русских" проблем, но подавляющее большинство их них кружкового типа, объединенные по интересам. Русская община Латвии (РОЛ) 23 марта будет отмечать свое десятилетие. В организации - более 2600 человек. Это по латышским масштабам очень много. Второй организации такого масштаба в Латвии больше не существует. Любая политическая структура Латвии сейчас не насчитывает более 400-500 человек, а наша организация имеет во всех крупных городах страны свои структурные подразделения. Мы являемся серьезной силой.

Мы понимаем, в каком мире сегодня живем, понимаем всю сложность взаимоотношений между Латвией и Россией, между Западом и Востоком и видим свою задачу в том, чтобы сделать республику культурным и экономическим мостом между Россией и Западом.

Я не раз говорил в интервью латышским СМИ, что Латвия сегодня обделена энергетическими ресурсами и многим другим, но у нее есть очень богатый ресурс - люди. В данном случае это русские люди, через которых латвийское государство могло бы проводить нормальную политику в отношении России, которая сегодня отсутствует. Если вы помните, между двумя странами за последние годы не было ни одной серьезной встречи на высшем политическом уровне, за исключением, пожалуй, недавнего визита в Москву министра иностранных дел Берзиньша┘.

- Да, но этот визит был тоже не в рамках двусторонних отношений. Глава латвийского МИДа приехал в Россию как представитель Совета Европы... Так или иначе - давайте поговорим о наиболее болезненных проблемах латвийского русскоязычного населения, которые продолжают до сих пор оставаться нерешенными.

- К ним прежде всего нужно отнести проблемы, которые созданы в обществе после принятия законов о гражданстве, языке, образовании и денационализации собственности.

Нулевой вариант - предоставление гражданства всем без исключения жителям республики, кто проживал в ней в 1991 году, без всяких условий типа натурализации - было бы, на наш взгляд, единственным правильным и справедливым решением в нашей ситуации. Без всяких пошлин, клятв, унизительных обещаний в верноподданичестве. А то получается, что с какого-то момента на территории республики появились два типа людей: представители титульной нации, в верности которых новому государству власти не сомневаются, и второсортные люди, обязанные этому государству свою лояльность доказывать. В этом случае можно сделать иной вывод: государство нелояльно к части своих граждан.

Второе наше требование - русский язык тоже должен быть государственным. Мы от этого требования никогда не откажемся. Нам совершенно ясно, что при уже сформированной законодательной базе - работающих законах о гражданстве, языке и образовании - права неграждан во многом ущемлены. Вместе с тем мы надеемся, что через какое-то время - десять, пятнадцать, двадцать, пятьсот лет - мы добьемся своего и учредим русский язык в качестве второго государственного языка.

- Представители нынешних латышских властей, которые провели эти дискриминационные законы, считают, что в Латвии не могло быть нулевого варианта по образцу Литвы, потому что латвийская ситуация в корне отличается от литовской.

- Сейчас, когда мы в республике прожили уже десять лет после распада СССР, отчетливо видно, кто в каком направлении ориентируется и к чему стремятся властные структуры. Я имею в виду их стремление в НАТО и ЕС, к Западу и от Востока. Но есть и другая причина, заставляющая их вести себя именно так по отношению к русскоязычному населению, - элементарная боязнь потерять власть, которая в свое время, в общем-то, пришла к ним в руки довольно легко.

Стоящие у руля понимают, что если завтра право голоса получат все жители Латвии, то при нынешней ситуации, когда они себя дискредитировали полностью и на всех уровнях, такая власть больше мандата доверия не получит. И тогда они потеряют ту сытную жизнь, когда можно позволить себе послать детей учиться за границу или построить особняк, превышающий по стоимости пожизненную зарплату. Это заставляет их искать различные увертки со ссылками на особые исторические условия, якобы подтверждающие, что русские на данной территории раньше не жили. Хотя они жили здесь всегда и, может быть, даже дольше, чем латыши, что неопровержимо подтверждается не только российскими, но также шведскими и немецкими документальными хрониками. Потому что исторически сравнительно недавно не было такой страны - Латвия. Стремление сохранить власть заставляет их говорить и об отличии латвийской ситуации от положения в других странах, в частности в Литве, что тоже не выдерживает критики, потому что суть не в количестве проживающего в стране русскоязычного населения, а в цивилизованности властей, проявляющейся в отсутствии желания унизить ближнего, говорящего на другом языке. Такой цивилизованности у латвийских властей нет.

Еще факт: сейчас самый большой уровень смертности у русскоязычного населения.

- Итак, нулевой вариант был вполне приемлемым для Латвии. Скажите, а если бы тогда состоялся этот нулевой вариант, могло бы русскоязычное население превратиться в сильную партию, мирно захватить власть и вновь присоединить Латвию к России?

- Это мнение тех же властей. Оно совершенно несостоятельно потому, что люди в 1991 году проголосовали за самостоятельность Латвии: проголосовали и латыши, и русские - все население. Был еще такой лозунг "За вашу и нашу свободу" - это был общий лозунг, который имел в виду свободу как латышской части населения республики, так и всех остальных ее жителей.

Кстати, русские в Латвии неоднородны. Их можно разделить на три части: "старообрядцы", приехавшие туда в давние времена, те, кто сами или чьи родители прибыли до 1940 года, и те, кто переселился после войны. Первые две категории получили гражданство автоматически. Последние его не получили, а ведь большинство из них прибыли в Латвию по приглашению латышской элиты, 85% которой в советское время занимали руководящие посты в колхозах, совхозах, на предприятиях, в советских и партийных организациях. Такова тогда была политика КПСС. Сохранялись театры и культурные центры, охранялись латышские национальные ценности┘

- Оккупанты так бы делать не стали?

- Нет, не стали бы. Когда немцы были у власти на этой территории в XVII-XVIII веках, то латыши только в определенные часы имели право войти в город Ригу, и только с приходом Петра I этот порядок был отменен.

- Сейчас в России к власти пришел Владимир Путин, и многие надеются, что это уже другая власть. А какие у Латвии перспективы к изменению ситуации?

- "Латвийский путь" всегда была партией власти и пока ей остается. Что касается национал-радикалов, то их шансы с каждым годом будут, на мой взгляд, уменьшаться. Скоро - 11 марта - нам предстоят выборы на муниципальном уровне. Одним из предложений Русской общины и объединения "ЗаПЧЕЛ" было - дать право голосовать негражданам хотя бы на уровне самоуправления, но в этом нам опять же власти отказали.

- Ранее в Латвии были люди, которые, недовольные нахождением ее в составе Союза ССР, противились вступлению в любые другие союзы, в том числе в НАТО и ЕС. Эти настроения не исчезли?

- Нет. Они получили дополнительное развитие. Сейчас против вступления в ЕС выступает, например, националистически настроенная латышская молодежь. Есть такой "Клуб 415". Не знаю, почему его так назвали, но его члены проявляли солидарность с чеченскими сепаратистами, выставляли пикеты у российского посольства. Так вот они против вступления в ЕС. Они совершенно справедливо считают, что этот акт добавит к собственным проблемам Латвии еще и проблемы Европы.

Латвия перед вступлением в ЕС должна будет привести свое законодательство в соответствие с европейским. Но тогда определенное число тех, кто сейчас сидит в руководящих креслах и ворочает темными делами, вынуждены будут переехать в тюрьму. Короче, не все в Латвии хотят жить по цивилизованным европейским нормам, которые пока тоже далеки от совершенства. Многие желают развиваться без указаний извне.

Те, кто начинал восстанавливать здесь положение, существовавшее до 1940 года, думали так: несколько сотен тысяч русских мы отсюда выдавим, несколько сот тысяч пенсионеров умрет, а остальных мы ассимилируем.

- Так сейчас и происходит┘

- Так происходит. По моим прикидкам, к 2007 году в Латвии будет около 250 тысяч русскоязычных, которые не будут знать, кто такой Петр I, за исключением тех, кто этим будет интересоваться специально. Уже сейчас молодежь путается, когда спрашиваешь, потому что учится по латвийским учебникам, где про это ничего не сказано.

- На днях ПАСЕ прекратило процедуру мониторинга в Латвии, посчитав, что с соблюдением прав человека в стране дела обстоят неплохо. Как вы это прокомментируете? У вас после этого не опускаются руки?

- В очередной раз мы стали свидетелями политики двойных стандартов. Мы направили недавно в ПАСЕ обращение, в котором описали ситуацию в Латвии с правами человека и национальных меньшинств. Указали на массовое безгражданство, нарушение свободы слова (даже частные телеканалы и радиостанции обязаны 80% эфирного времени передавать на латышском языке и только 20% на других языках), насильственное изменение имен и фамилий представителей нацменьшинств, уничтожение высшего государственного образования на русском языке и сокращение среднего образования на русском языке, неоднократный отказ властей ратифицировать Рамочную Конвенцию и т.д. ПАСЕ полностью проигнорировало наше обращение. Хотя если бы самая малая часть из того, что латвийские власти делают в отношении русских, осуществлялась бы в другой стране Восточной Европы и по отношению к другим народам, то негодованию ПАСЕ, ОБСЕ, ЕС, НАТО и т.п. не было бы предела.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1178
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1151
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
1998
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2900

Другие новости