Первые недели работы новой администрации США на внешнеполитическом поле, как и следовало ожидать, отмечены достаточно жесткими заявлениями по проблеме противоракетной обороны. Те радикальные идеи - в частности о возможном выходе США из Договора по ПРО 1972 года, - которые изначально относили к сугубо предвыборной риторике еще кандидата в президенты Джорджа Буша, почти без изменений повторяются уже и действующим президентом, и действующими членами его администрации.
Вслед за Бушем, его вице-президентом Ричардом Чейни и министром обороны Дональдом Рамсфелдом слова о возможности одностороннего выхода Вашингтона из Договора по ПРО были сказаны госсекретарем Колином Пауэллом, по идее наиболее взвешенным человеком во внешнеполитической команде Буша. Во вчерашнем интервью телекомпании Эй-би-си Пауэлл заявил, что не исключает такого развития, при котором Договор по ПРО может стать серьезным препятствием на пути создания национальной системы противоракетной обороны, а потому администрация вполне может решить денонсировать этот российско-американский документ.
Развертывание системы НПРО остается одной из задач нынешней администрации США, напомнил госсекретарь, поскольку это отвечает "нашим национальным интересам, интересам наших союзников и интересам всего мира".
Вместе с тем Пауэлл считает, что Белый дом не пойдет в этом вопросе напролом: и с русскими, и с европейцами, и с азиатами необходимо будет проконсультироваться на предмет внесения поправок в Договор по ПРО. Впрочем, в данном случае Пауэлл либо излишне оптимистичен, либо несколько лукавит: ему, как, впрочем, и всей администрации, известно очень хорошо, что Россия выступает категорически против внесения поправок в этот договор, который, как не устают повторять российские дипломаты и военные, является краеугольным камнем стратегической стабильности в мире. Далее глава американского внешнеполитического ведомства был более откровенен: если русские не согласятся с "необходимыми поправками" (то есть нужными Вашингтону поправками о создании НПРО, что лишает смыла сам Договор 1972 года), то Вашингтон оставит за собой право выхода из этого документа: "Соединенные Штаты должны сохранять возможность того, что придется выйти из этого договора, если он более не будет служить нашим целям".
Похоже, что новая администрация решила избрать излюбленную республиканцами тактику: ошеломить оппонента валом жестких заявлений, установить максимально высокую планку и не позволять никому ее опускать, чтобы таким образом добиться наиболее выгодного для себя результата. Москва пока отвечает достаточно спокойно: мол, предыдущая администрация согласилась фактически с российской позицией и не стала принимать решение о создании НПРО, в том числе и по причине нежелания стать могильщиком важнейших мирных договоренностей, удерживавших мир от ядерной войны в течение уже почти трех десятилетий. В Кремле, похоже, полагают, что новая администрация тоже не захочет прослыть похоронной командой главного документа, определяющего процесс ядерного разоружения. Тем более что само по себе ядерное разоружение - также одна из целей, заявленных новым президентом США во внешней политике.