На крупном ежегодном военно-политическом форуме в Мюнхене американская сторона вновь открыто и уверенно подтвердила, что курс на создание стратегической противоракетной обороны необратим. Недавно приступивший к работе Джордж Буш-младший и его администрация считают, что существующая по сей день стратегия взаимного гарантированного ядерного уничтожения является образчиком безнравственности, поскольку разменной монетой в этой военной игре сверхдержав предстает как минимум какой-то американский город с условным населением около 5 млн. чел. Сегодня такая цена за оборону представляется Америке уже неприемлемой.
Подтверждение заявлений о необратимости процесса создания НПРО США произошло на неформальной встрече по проблемам европейской безопасности, которая, по сложившейся традиции, проводится в первый уикенд февраля руководством НАТО вместе с военной верхушкой стран, входящих в блок (см "НГ" # 19 от 03.02.2001). Компанию им составляют ведущие законодатели из государств трансатлантического содружества, влиятельные политические деятели. В последнем десятилетии к ним стали присоединяться высокопоставленные военные и политики из восточноевропейских государств, в том числе и из России, и совсем недавно - из азиатских регионов (КНР, Индия, Филиппины, Япония и др.). На нынешнюю 37-ю встречу прибыли представители трех десятков государств, дебютировал Сингапур.
На сей раз на этот своеобразный "военно-политический Давос" наиболее мощную делегацию прислали США. На мюнхенскую встречу прибыли только что назначенный и ушедший в отставку министры обороны, командующие крупных группировок, сенаторы и конгрессмены и, конечно, бессменный участник бывший госсекретарь Генри Киссинджер. Впервые Россия отнеслась весьма серьезно к возможности неформального общения с большим кругом военно-политической элиты Запада. Из Москвы вместе с секретарем Совбеза РФ Сергеем Ивановым прибыл его заместитель Михаил Фрадков, их помощники. Законодателей представляли главы двух думских комитетов: по обороне - генерал армии Андрей Николаев и по международным делам - Дмитрий Рогозин. Интерес к россиянам подогревался стремлением лучше понять новую президентскую команду, посмотреть поближе на новую генерацию политиков в Кремле.
Подслащивая пилюлю НПРО, американцы обещают проведение широкого круга переговоров по этой тематике, как бы демонстрируя, что Вашингтон, имея твердое намерение реализовать проект, все же не хотел бы идти напролом, а постарается заполучить какое-то количество сторонников. Тем более что время еще позволяет: по признанию американских представителей, потребуется немало времени для выяснения всех технических и технологических возможностей по созданию стратегической противоракетной системы, что дает возможность вести пока дискуссии, искать приемлемые решения.
Ультимативным был в своем диагнозе доктор Киссинджер: "К диалогу по НПРО следует относиться как к походу к зубному врачу - не хочется, но надо: пора".
Свои образы были у секретаря Совбеза Сергея Иванова: "Договор по ПРО 1972 года образует фундамент широкого круга соглашений по сокращению стратегических наступательных вооружений, которые действуют уже довольно много времени. Сложно представить себе такую картину, когда изъятый из-под капитального здания фундамент не привел бы к распаду всей постройки. Нереально менять суть Договора по ПРО 1972 года, одновременно желая, чтобы система основанных на нем соглашений осталась в прежнем виде".
Сегодня вопрос об американской НПРО вышел за рамки только американо-российской проблемы, подчеркнул Сергей Иванов, он стал и европейским, и азиатским. Если говорить о близости к тем странам, от которых призваны обеспечить защиту различные системы противоракетных оборон, продолжал секретарь, то здесь СНГ выдвинуто на первый план. Именно на его южных границах российские пограничники и войска отражают прорывы талибов. Это террористическое движение пользуется прямой поддержкой пакистанских властей и военных, которые располагают ракетно-ядерным оружием. Страны Европы несколько дальше от этого региона, а США - совсем на другом конце света. России сам Бог велел думать о противоракетной обороне. В Кремле считают, что достаточно тактических средств, которые не запрещены международными соглашениями, для перехвата ракет агрессора на самом их взлете.
С другой стороны, российские представители напомнили, что остается до сих пор не одобренным американскими властями ряд важных международных соглашений в сфере сокращения стратегических наступательных вооружений, в том числе протоколы 1997 года к Договорам по ПРО и СНВ-2, кроме того, Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия и другие важные соглашения. Секретарь Совбеза вновь обратил внимание на российскую инициативу по практической работе над очередным договором по сокращению стратегических наступательных вооружений - СНВ-3. Он также сообщил, что в феврале с.г. в Москве состоится вторая международная встреча экспертов по обсуждению другой российской инициативы - о создании глобальной системы контроля за распространением ракет и ракетных технологий, готовность к участию в которой подтвердили многие страны.
В апреле в Москве планируется собрать Международную конференцию по предотвращению милитаризации космического пространства. Она призвана дать импульс совместным усилиям государств, направленным на сохранение космического пространства свободным от оружия любого рода. Эта проблема, по мнению российской стороны, давно назрела.
Важным средством гармоничного достижения целей нераспространения ядерного оружия является экспортный контроль. Участие в международных режимах экспортного контроля и их совершенствование - принципиальная позиция России. Отвечая на вопросы, связанные с экспортными поставками в Иран, Сергей Иванов проинформировал, что экспортируется только оружие, не вызывающее нарушений военного баланса, а за попытки отдельных организаций и лиц в России поставлять некоторые элементы продукции и технологий, относящихся к запрещенным, сейчас возбуждено 20 уголовных дел.
В то же время, заметил он, у Кремля имеется серьезное намерение разобраться с новой американской администрацией, что считать дестабилизирующим оружейным экспортом в такие регионы, как Ближний Восток, а что нет - "правила этой игры должны быть для всех участников равными".
В Мюнхене обсуждали не только проблематику ПРО. "Европейцы вежливо жалуются на американскую НПРО, а американцы - на недостаточный вклад Европы в общую безопасность", - высказался один из западных участников. Известный, в том числе и по югославской войне, бывший главком ОВС НАТО в Европе генерал Уэсли Кларк вновь подчеркнул, что вклад европейцев в проблемы общей безопасности остается низким.
Признавая некую правоту американских суждений, европейцы тем не менее отчаянно возражали. Только в этом году у 11 стран НАТО военные бюджеты были увеличены, в связи с чем военные ассигнования европейской части блока НАТО в совокупности возросли до 200 млрд. долл., что в известной мере сопоставимо с бюджетом Пентагона в 300 млрд. долл. Прозвучала оценка, что за последние 12 месяцев по возрастанию удельного веса европейских партнеров в НАТО было сделано больше, чем за предыдущие 12 лет.
Наряду с этим не могла не ощущаться негативная оценка США и Канады по развертыванию в Европе сил быстрого реагирования.
Американцы в целом отказываются воспринимать Европу как коллективного участника блока НАТО, хотя европейцы доказывали, что скоро у них появится единая валюта, единый парламент и так далее - чем не сплоченное едиными принципами управления цельный партнер США?
С американской стороны звучали предложения типа того, что силы быстрого реагирования целесообразно использовать в интересах тех стран, которые являются членами Евросоюза, но не входят в НАТО. Представители ведущих стран Европы склонны рассматривать силы быстрого реагирования скорее как вспомогательные войска при выполнении определенных задач НАТО.
Россия еще осмысливает свое отношение к новым формированиям, выясняет детали: Сергей Иванов в ходе пребывания в Мюнхене провел переговоры с Хавьером Соланой, отвечающим в Евросоюзе за политику безопасности и международных отношений.
Глава российского Совбеза открыто заявляет, что основные интересы России лежат в Европе. Хотя на конференции он представлял интересы также Азиатского региона. Его содокладчиками выступали представители КНР, Индии и Японии, которые также анализировали актуальные проблемы отношений с Россией.
Этот лейтмотив просматривался и в обсуждении маршрутов дальнейшего продвижения НАТО на Восток. Звучали традиционные уверения, что России беспокоиться-де нечего, и создавалась картина, что это делается чуть ли не для ее блага. Ведь демократические страны не могут избрать своим орудием политики войну против демократического же государства. Мол, если Россия действительно исповедует демократические ценности, то ее тревоги напрасны. Российская же сторона предлагала смотреть на североатлантическое расширение под углом балканского синдрома. В ответ на это некоторые политические деятели соглашались с московскими опасениями.
Но все же летом 2002 года в Праге решено назвать новых претендентов на вступление в НАТО. На конференции в Мюнхене даже генсек альянса Джордж Робертсон не рискнул назвать их имена, что придавало определенную пикантность. Надо было слышать, в каких подобострастных выражениях представители всех балтийских республик, Румынии, Болгарии и других восточноевропейских стран заверяли в готовности разделить "тяжелые обязанности и ответственность блока НАТО".
Робертсон и другие ключевые фигуры весьма широко высказывались в пользу расширения сотрудничества блока с Россией. Их общее мнение сводится к тому, что без России, так же как и Соединенных Штатов, проблемы безопасности мировых регионов решать нельзя. Генсек Североатлантического союза с особым удовольствием подчеркнул, что 19 февраля он будет в Москве - второй раз менее чем за год - с тем, чтобы открыть там информационный центр Североатлантического союза, провести переговоры. Они нацелены на развитие прежних договоренностей, а также новых тем, поднятых в Мюнхене на встречах с глазу на глаз с российским главой Совбеза, в частности по общей борьбе с международным терроризмом, нераспространению ядерного оружия и ракетных технологий.
***
Именно на сцене мюнхенского форума впервые лоб в лоб сошлись две взаимоисключающие позиции России и США по вопросу о ПРО. Если говорить о европейцах, то, как достаточно убедительно показал мюнхенский форум, по проблеме ПРО они в своем большинстве - кто открыто, кто опосредствованно - симпатизируют российским аргументам. Даже генсек НАТО Джордж Робертсон, считающий, что "НПРО придет", признал различия на этот счет во мнениях между Европой и США, "хотя и не столь большие, как утверждают".
Выразителем опасений, ожиданий, подходов европейских союзников США в Мюнхене стала прежде всего немецкая сторона. Большой резонанс в этой связи получила речь на форуме федерального канцлера Герхарда Шредера. По форме она была достаточно дипломатичной и осторожной. Но в ней содержался прямой призыв к новому правительству США вступить "в рамках НАТО в интенсивное обсуждение предполагаемой системы национальной противоракетной обороны. При этом нам следовало бы поискать совместные ответы на существующие и новые угрозы безопасности". Он отметил также, что "трансатлантическое согласование необходимо и для отношений с Россией".
Германия, подчеркнул канцлер, "давно выступает за тесное международное подключение России к демократическим структурам и сотрудничеству в сферах политики безопасности и экономики в Европе. Россия играет особую роль в усилиях по обеспечению прочной безопасности и стабильности в Европе". "Во время моего недавнего частного визита в Москву, - продолжал Шредер, - я имел возможность констатировать, что президент Путин принципиально открыт для интенсификации отношений своей страны с Европейским союзом и Атлантическим союзом". Поэтому, сказал он явно в американский адрес, "диалог с российским руководством отвечает нашим совместным интересам".
Пока трудно сказать, в какой мере эти взгляды будут учтены в политике Вашингтона. Так, сенатор-демократ Джозеф Либерман заявил: "Вопрос не в том, будет ли у нас НПРО, а в том, когда и какая". Так что пока не подтверждаются ожидания некоторых западноевропейских наблюдателей, полагавших, что "домашние" безапелляционные заявления представителей новой администрации в сенате и печати - это одно, а в непосредственном общении с Европой они поведут себя более сдержанно.
Было бы преждевременно полагать, что Вашингтон не сумеет уломать союзников по НАТО. При всем европейском внутреннем неприятии планов американской НПРО нельзя исключать, что не повторится история с Косово и европейские союзники по НАТО пойдут за своим заокеанским гегемоном. В откликах на Мюнхен консервативная пресса уже призывает не вставать в оппозицию планам США.