0
3666
Газета В мире Интернет-версия

03.02.2001 00:00:00

Умерла последняя королева Италии

Тэги: Италия, королева, конституция


Италия, королева, конституция

В НАКАЛЕННОЙ атмосфере предвыборной кампании, царящей сейчас на Апеннинах, известие о кончине в Швейцарии на 94-м году жизни последней королевы Италии Марии Жозе вызвало бурную реакцию. Все дело в том, что после референдума 1946 года, на котором большинство итальянцев высказались против монархии и за установление республики, потомки Савойской династии оказались на особом положении. В июне 1946 года король Италии Умберто II, находившийся на престоле всего месяц, вместе с женой Марией Жозе и четырьмя детьми навсегда покинул родину. А уже в 1947 году отцы-основатели Итальянской Республики, учитывая огромную ответственность бывшего монарха Виктора Иммануила III и всей королевской семьи за установление фашистского режима, внесли в текст Конституции знаменитое XIII переходное постановление. Оно запрещало членам и потомкам Савойской династии участвовать в выборах и занимать любые официальные должности. В этом положении говорилось также, что "бывшим королям Савойской династии, их супругам и их потомкам мужского пола запрещается въезд на национальную территорию". Так королевская семья оказалась на положении изгоев.

Не секрет, что это решение было принято исходя из высших государственных интересов, поскольку референдум фактически расколол страну надвое и появление экс-монарха на Апеннинах могло тогда привести к гражданской войне. Примечательно, что в отношении потомков дуче подобных мер принято не было, и потому внучка фашистского диктатора Алессандра Муссолини уже долгие годы преспокойно заседает в парламенте. Судьба отпрысков Савойской династии оказалась в этом отношении более печальной. После смерти Умберто II в 1983 году его сын принц Виктор Иммануил не раз декларировал свое желание побывать на родине, но итальянская граница была надежно перекрыта для него конституционным шлагбаумом.

Впервые вопрос о пересмотре XIII постановления поднял в 1996 году тогдашний президент Италии Оскар Луиджи Скальфаро. Выступая на заседании парламента по случаю 50-летия республики, он предложил "перевернуть эту страницу", подтвердив нерушимость национального примирения и признав, что отпрыски Савойской династии не представляют более никакой опасности для страны. В апреле 1997 года правительство Романо Проди одобрило законопроект об отмене устаревшей конституционной нормы, но это предложение, несмотря на изначальный энтузиазм правых сил, натолкнулось на сопротивление сената и вскоре тихо сгинуло в закоулках парламентских канцелярий.

Задержка с признанием очевидного исторического факта в немалой степени объяснялась не слишком дальновидным поведением принца Виктора Иммануила. Жизнь этого удачливого бизнесмена, давно обосновавшегося на берегу Женевского озера, изобилует довольно неприятными событиями. В частности, в свое время он был обвинен в причастности к убийству немецкого туриста в 1978 году и лишь несколько лет назад окончательно оправдан французским судом. В отношении исторической родины, которую он покинул в девятилетнем возрасте, принц не раз допускал весьма рискованные заявления. Но главное, он наотрез отказывался присягнуть на верность республике и признать вину династии за преступления фашизма, в том числе за введение пресловутых "расовых законов". В июле прошлого года женевский изгнанник наконец объявил о готовности публично поклясться в верности итальянской Конституции, но, как только дело пошло на лад, отказался от своего намерения.

Кончина престарелой Марии Жозе открыла новую страницу в этой затянувшейся истории. Причиной такого поворота, несомненно, стала личность этой незаурядной женщины, которую теперь пытаются представить на Апеннинах чуть ли не "красной королевой". В годы правления Муссолини жена наследника престола, отличавшаяся природной откровенностью, действительно почти не скрывала своего несогласия с политикой свекра Виктора Иммануила III и больших сомнений в пользе фашистского режима для страны. Она поддерживала отношения с либеральными интеллектуалами, а в годы войны вроде бы даже вела секретные переговоры с ватиканскими иерархами о возможном заговоре против дуче и заключении альянса с англо-американскими союзниками. Скорее всего стихийный антифашизм Марии Жозе и ее разногласия с другими членами Савойской династии объяснялись ее бельгийским происхождением и принадлежностью к принципиально иной культурной традиции. Кстати, специальным решением Госсовета Италии престарелой Марии Жозе в марте 1998 года было разрешено приехать на родину, поскольку формально после смерти Умберто II она перестала быть "супругой бывшего короля".

Смерть последней королевы вызвала беспрецедентную реакцию официального Рима. Глава государства Карло Адзолио Чампи и другие высшие должностные лица страны выразили искреннее соболезнование семье покойной. Это был первый в истории случай, когда президент республики направил официальное послание потомкам Савойской династии. Жест был с восторгом воспринят в Женеве, и принц Виктор Иммануил публично назвал Чампи "нашим президентом, поскольку все мы итальянцы". Лидеры правых практически единодушно выступили за то, чтобы без каких бы то ни было условий разрешить женевским изгнанникам вернуться на Апеннины. Левые, за исключением ортодоксальных коммунистов, согласились с этим, но были более осторожны. Премьер Джулио Амато заметил, например, что в изменившихся исторических условиях XIII переходное постановление вполне можно отменить, но только если изменится поведение самих королевских отпрысков. "Было бы хорошо, чтобы они публично объявили о лояльности республике", - заявил он.

Однако на встрече с журналистами в Женеве неугомонный Виктор Иммануил, выпив четыре бокала белого и два бокала красного вина, объявил, что вовсе не собирается присягать на верность республике. "Дайте мне государственную должность, тогда я сделаю это. Но пока я остаюсь только частным лицом, и никакие итальянские законы не предусматривают подобной процедуры", - произнес принц, и на его раскрасневшемся лице читалось непреклонное желание во что бы то ни стало настоять на своем. Что и говорить, мудрости и гибкости Марии Жозе, которая на равных беседовала с Никитой Хрущевым и Мао Цзэдуном, ему явно не хватает. Так что вопрос о возвращении потомков "красной королевы" на Апеннины пока остается открытым.

Рим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1243
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
788
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
553
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
788

Другие новости