Широкий резонанс вызвали столкновения на севере Косово в городе Косовска-Митровица, в результате которых более 15 миротворцев из французского контингента КФОР и четыре жандарма международной полиции получили ранения различной степени тяжести. По сообщению представителя пресс-службы КФОР, один из французов находится в критическом состоянии.
Еще во вторник несколько тысяч албанцев попытались прорваться через постоянный кордон миротворцев французского контингента, установленный на мосту через Ибар в северную - сербскую - часть города, разделенного рекой на две части. Миротворцам с трудом удалось остановить разъяренную толпу с помощью слезоточивого газа и шоковых снарядов. Однако в среду албанцы возобновили атаку, спровоцировав новые столкновения с миротворцами. Кстати, один из лидеров так называемой Армии освобождения Прешево, Буяноваца и Медведжа, которая вот уже более двух месяцев терроризирует сербское население в буферной зоне на юге Сербии, заявил, что уведет боевиков с этой территории, если там закрепятся миротворцы и, таким образом, гарантируют безопасность албанского населения. В Косовска-Митровице, однако, миротворцы едва уворачивались от бутылок с зажигательной смесью и камней, которыми их забрасывали албанцы.
Как заявили лидеры албанской общины, проживающей в южной части города, причиной агрессии стало убийство на севере города в понедельник двух албанцев. Эту версию официально озвучил руководитель регионального бюро гражданской миссии ООН в Косово Энтони Вэлс. Впрочем, у лидеров сербской общины Косовска-Митровицы есть своя версия происходящего. По словам лидера Сербского совета Косово Оливера Ивановича, искру вражды разожгло нападение пяти албанцев на серба, живущего в албанском секторе в южной части города (там в крошечном анклаве проживает около 20 сербов). "Нас беспокоит то, - заявил Иванович в интервью югославской радиостанции Б2-92, - что международное сообщество пытается создать мультиэтническое общество в северной части города, но даже не пытается сделать то же самое в южной, равно как в Приштине или Пече".
Серьезной критике подвергли миротворческую миссию в Косово и югославские и сербские власти. Премьер-министр Сербии Зоран Джинджич заявил перед отлетом в Вашингтон на встречу с госсекретарем США Колином Пауэллом, что активизация сепаратистов является "последствием неуспеха гражданской миссии ООН создать в Косово мирное многоэтническое сообщество". Однако, отметил он, французские миротворцы, которым довольно часто приходится предотвращать попытки агрессивно настроенных албанцев прорваться в северную часть Косовска-Митровицы, сработали правильно. По словам сербского премьера, обещание арестовать виновных, прозвучавшее накануне из уст командующего международными миротворческими силами в Косово итальянского генерала Карла Кабиджозу, свидетельствует о том, что "международное сообщество сейчас иначе смотрит на проблемы Косово". Джинджич также отметил, что подобными акциями албанские сепаратисты пытаются отвлечь внимание мирового сообщества от ситуации в Буяноваце и Прешево. По словам премьера, в ходе его сегодняшней встречи с Колином Пауэллом стороны обсудят проблемы безопасности на юге Сербии и будущее Косово.
Обращаясь к представителям ООН, Джинджич выразил надежду на то, что гражданская миссия, которая до сих пор не отличалась симпатией к сербам, пересмотрит свою позицию по отношении к Косово, что создаст реальную основу для возвращения в край сербских беженцев.
О возможности разрешения косовского конфликта только с возвращением в край сербов говорил, в частности, и президент Югославии Воислав Коштуница, находясь в среду с однодневным визитом в Швеции. Нынешний председатель в Евросоюзе, однако, говорил больше о своих условиях, выполнение которых сулит Белграду не только финансовую и гуманитарную помощь, но и вступление в ЕС. Процесс интеграции Югославии в ЕС, по словам шведского премьера Йорана Персона, может начаться уже на будущей неделе во время визита в Белград шведской делегации. Требование к Коштунице пока только одно - выдача Слободана Милошевича Гаагскому трибуналу. В ответ югославский президент заявил, что помощь Югославия должна получить независимо от того, будет ли выдан Милошевич или нет, так как это дань, которую международное сообщество обязано заплатить за бомбардировки Югославии.