0
1445
Газета В мире Интернет-версия

01.02.2001 00:00:00

Нужны промежуточные договоренности

Евгений Маслин

Об авторе: Евгений Маслин - генерал-полковник в отставке; Иван Сафранчук - директор проекта "Контроль над ядерными вооружениями" ПИР-центра; Евгений Силин - директор Ассоциации евроатлантического сотрудничества.

Тэги: США, ПРО, Россия


В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ завершен процесс формирования новой администрации. Сам президент Буш, его вице-президент, а также госсекретарь, министр обороны и советник по национальной безопасности уже высказались за увеличение темпов создания ограниченной национальной системы противоракетной обороны. Распространение оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки является опасной и постоянно растущей угрозой международному сообществу. В российских стратегических документах, принятых в 2000 году, этим проблемам уделено пристальное внимание. Так, в Военной доктрине РФ проблема распространения ОМУ и средств его доставки отнесена к основным характеристикам военно-политической обстановки в мире, а в Концепции национальной безопасности говорится: "┘формирование международных отношений сопровождается стремлением ряда государств усилить свое влияние на международную политику путем создания оружия массового уничтожения". В этой связи укрепление режима нераспространения ОМУ и средств его доставки отнесено в Концепции к основным задачам в области обеспечения национальной безопасности России. Причем, как говорится в документе, в вопросах ядерного нераспространения "объективно сохраняется общность интересов России и других государств".

Тем не менее попытки прежней и новой американской администрации оправдать свои планы в области национальной противоракетной обороны (НПРО) продолжающимися процессами распространения ОМУ и ракетного оружия вряд ли можно считать состоятельными. Ведь существует целый ряд различных средств для доставки ОМУ, а баллистические ракеты - только одно из них. Кроме этого любая оценка угрозы применения ОМУ предполагает не только наличие технической возможности, но и намерение владеющих им режимов. Что же касается намерений, то они могут часто меняться. Главы "государств, вызывающих озабоченность", обычно действуют рационально, учитывая свои интересы. Это предполагает, что лидеры таких режимов могут быть удержаны международным сообществом от действий, которые оно считает нежелательными. Для этого международное сообщество и отдельные государства уже сейчас обладают солидным и эффективным набором средств, включая дипломатию, контроль за вооружениями, экспортный контроль, а в конце концов и сдерживание, в том числе ядерное.

Администрация Клинтона рассматривала развертывание ограниченной НПРО как средство защиты своей территории против возможного ограниченного по масштабу удара с применением баллистических ракет со стороны таких государств, как Северная Корея, Иран и Ирак. Лидеры этих государств могли бы использовать сам факт владения баллистическими ракетами как способ устрашения других государств и средство предотвращения международного вмешательства (или отдельных государств) в сферу их региональных интересов. Соединенные Штаты не могут примириться с тем, что какие-то государства (кроме России) захотят обладать потенциалом сдерживания в отношении США.

Новая администрация США продолжит процесс развертывания ограниченной национальной системы ПРО после того, как будут решены все технологические проблемы. Детали этой системы еще окончательно не проработаны. Но можно предположить, что администрация Буша выступит с еще более амбициозными планами НПРО. А это только усилит тревогу России и многих других государств, в том числе союзников США по НАТО.

Об этом и шел разговор на недавно состоявшихся в Гааге неофициальных консультациях военных и дипломатических экспертов США, Великобритании, Нидерландов и России. "Принимая решения, касающиеся ограниченной национальной ПРО, США должны продолжить консультации и обращать внимание на обеспокоенность их европейских и азиатских союзников, а также России и Китая┘ НАТО и Россия должны бы последовать предложению президента Путина о сотрудничестве в области противоракетной обороны", - говорится в заключительном документе этой встречи.

Развертывание США ограниченной НПРО потенциально может иметь серьезные последствия для существующего международного режима контроля над вооружениями, если такое развертывание не будет сопровождаться соглашением с Россией о поправках, необходимых для сохранения Договора по ПРО. Развертывание системы при отсутствии такого соглашения вызвало бы широкую обеспокоенность международного сообщества.

Даже ограниченная система НПРО представляла бы в случае ее развертывания серьезную угрозу существующему стратегическому потенциалу Китая. Поэтому любое движение США к развертыванию НПРО подталкивает Китай к расширению модернизации его стратегических ядерных сил. А это, в свою очередь, может вызывать цепную ядерную реакцию в Южной Азии - наращивание ядерного потенциала Индии и Пакистана.

Договор по ПРО остается краеугольным камнем стратегической стабильности. Это признают и сами Соединенные Штаты. Находиться в рамках Договора по ПРО в интересах не только России, но и США. Россия признала, что существующие положения Договора по ПРО не являются неизменяемыми. США, по крайней мере при администрации Клинтона, осознавали, что им необходимо предпринять серьезные усилия, чтобы договориться с Россией о параметрах модернизации Договора по ПРО, что позволило бы продолжить процесс взаимно согласованного сокращения числа стратегических наступательных вооружений двух стран. Но и после смены администраций в США необходимо придерживаться положений Совместного заявления о принципах стратегической стабильности, принятого 4 июня 2000 года президентами Путиным и Клинтоном.

Россия обеспокоена в основном тем, что развертывание ограниченной НПРО Соединенными Штатами может стать прелюдией к созданию намного более мощной системы, которая определенно разрушит существующий уровень стратегической стабильности. США должны снять эту озабоченность через согласованные практические меры.

Основой компромисса между Россией и США по проблеме ПРО должно быть сохранение прежней логики стратегической стабильности, поддержание ядерного баланса и продолжение ядерного разоружения. Таким образом, основной целью компромисса становится создание условий, когда в ядерном равновесии России и США ничего не меняется.

США заверяют, что планы по созданию НПРО не подрывают российского потенциала сдерживания. Эта система якобы не направлена против России. В Москве полагают иначе. Однако неофициально большинство военных экспертов признает, что часть планов США в области ПРО не подрывает российского потенциала сдерживания. Суть компромисса должна состоять в том, что стороны соглашаются зафиксировать параметры ограниченной НПРО, которая может быть развернута каждой из сторон по ее желанию и которая не подрывает потенциала их взаимного сдерживания.

Для этого необходима модификация Договора по ПРО. Однако она представляется проблематичной. Договор 1972 года запрещает ПРО территории всей страны, но позволяет развернуть в двух районах (по протоколу 1974 года - в одном) ограниченную систему ПРО, предназначенную для борьбы со стратегическими наступательными вооружениями. Тем самым стороны как бы еще в 1972 году отказались от принципа беззащитности перед СНВ противника как стратегии поддержания стабильности в ядерный век. Косвенно уже в Договоре по ПРО стороны признали право на стратегическую оборону. Однако тогда не было дано никаких дефиниций. Что такое ПРО территории всей страны? Что такое ограниченная ПРО?

ПРО может быть ограниченной как территориально, так и функционально. Что именно противоречит духу Договора по ПРО, а что нет, выяснить будет совсем не просто. Значит, модификация Договора по ПРО превратится в сложный переговорный процесс по согласованию различных формулировок и определений. Прежде чем модифицировать Договор по ПРО, придется сначала согласовать его общее понимание. Это будет тоже нелегко, так как трактовки духа и даже буквы Договора у сторон во многом различные. В то же время они могут гораздо проще договориться о том, какие параметры противоракетной обороны не подрывают потенциала сдерживания.

Создание ограниченной ПРО территории страны не подрывает потенциала сдерживания России в нынешних условиях. Однако делает невозможным выполнение в полном объеме Договора

СНВ-2. России необходимы не только обязательства США, что их система ПРО не направлена против России, но и соответствующие технические гарантии. Одну их часть составляет фиксация масштабов ПРО и обязательств по отказу от планов ее масштабизации на срок действия Договора по ПРО. Вторая часть гарантий состоит в ограничении стратегических наступательных вооружений таким образом, чтобы у России оставались средства преодоления американской ПРО.

Главной составляющей этой части технических гарантий должно стать наличие у России разделяющихся головных частей индивидуального наведения на межконтинентальных баллистических ракетах. В этой части положения СНВ-2 следует пересмотреть. В то же время Москве нет необходимости отказываться от ликвидации тяжелых ракет. Одновременно количественные потолки нового Договора по СНВ должны быть снижены. Возможно, до 1000-1500 развернутых боеголовок. Целесообразно отказаться от подпотолков для различных частей триады. Одновременно предметом Договора должны стать крылатые ракеты морского базирования в ядерном оснащении, которые являются именно стратегическими вооружениями. В Договоре должны быть зафиксированы общие количественные ограничения для всей ядерной группировки, решать, сколько из этого количества будет находиться на каких носителях, должна каждая из сторон самостоятельно.

В настоящее время крайне трудно достичь существенного прогресса в деле ядерного разоружения. Помимо проблемы ПРО есть и более глобальный фактор. Процесс ядерного разоружения не может бесконечно долго продолжаться в формате двусторонних российско-американских договоренностей, когда на параметры их соглашений влияют прежде всего интересы и силовые возможности, а также силовой потенциал только этих двух стран.

Мир за последние десять-пятнадцать лет настолько изменился, что ни Россия, ни США, обсуждая вопросы сокращения своих ядерных группировок, не могут теперь "оглядываться" исключительно друг на друга. Целый ряд стран и негосударственных образований, стремясь повысить свою значимость в международных отношениях, уже накопили и продолжают накапливать силовые возможности, становясь потенциальными источниками угроз как для России, так и для США. Причем зачастую они стараются проецировать свою силу не только в регионах, где сосредоточены интересы кого-то из "гигантов", но и непосредственно на их территории.

В этой связи Россия и США вынуждены пересматривать свое отношение к отдельным аспектам (параметрам) ядерного равновесия. США мечтают о стратегической обороне. В России говорят о повышении роли тактического ядерного оружия или о сдерживании угроз на региональном, и даже локальном, уровне с помощью СНВ. Разновекторность российских и американских подходов к ядерному равновесию рождает противоречия и разногласия на переговорах.

Однако определить роль ядерного оружия в новом мире, его значимость для каждой из сторон (не исключено, и даже вероятно, что она будет различной) еще предстоит. В этих условиях выходить на какие-то принципиально новые договоренности, вырабатывать новую логику ядерного разоружения крайне сложно.

Пока необходимо решить более локальную задачу. Исключить сценарий, когда в ходе выработки новых подходов к роли ядерного оружия и дальнейшего "размежевания" позиций стороны полностью заблокировали бы процесс ядерного разоружения, вышли из уже достигнутых договоренностей, стали бы действовать в одностороннем порядке.

Таким образом, сейчас нужны промежуточные договоренности, которые бы, не ущемляя интересов ни одной из сторон, позволили им выйти из "ядерного тупика": сохранить основные договоры, переговорные механизмы и выиграть время, чтобы в дальнейшем использовать их для достижения новых соглашений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1080
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
760
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
865
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
927

Другие новости