ДАВОССКИЕ встречи российской делегации во главе с вице-премьером РФ Алексеем Кудриным и представителей западных стран - кредиторов России и международных финансовых институтов дают определенные основания утверждать, что Россия в этом году будет осуществлять выплаты по внешней задолженности в полном объеме.
Как известно, ответ на вопрос "платить или не платить?" применительно к сегодняшней ситуации зависит от тех оценок, которые дает нынешнему состоянию платежного баланса России миссия МВФ, приезжающая в Москву в феврале. Однако предварительные прогнозы позволяют сделать вывод, что фонд признает наличие у России возможностей погасить долг за этот год Парижскому клубу в полном объеме без реструктуризации. На встрече с первым заместителем директора-распорядителя МВФ Стенли Фишером с Алексеем Кудриным обсуждались, в частности, состояние мировой экономики и влияние внешних факторов на российскую экономику - поскольку, согласно Фишеру, для российской экономики этот прогноз сулит благоприятные перспективы (главным образом за счет цен на нефть). Это означает, что доказать свою неплатежеспособность Москве на 2001 год не удастся.
Собственно, российское правительство с этим уже смирилось: платить придется. По крайней мере в разговоре с корреспондентом "НГ" Алексей Кудрин сказал: "Мы выступаем за реструктуризацию долга в случае развития неблагоприятного сценария для российской экономики. В отношении 2001 года этот сценарий благоприятный в том, что касается внешних факторов". Что же касается 2003 года, продолжил вице-премьер, то тогда могут возникнуть серьезные проблемы с погашением задолженности. Сейчас же, скорее всего, признает Кудрин, придется платить: "В случае благоприятного сценария мы откажемся на нынешний год от отсрочки".
Хотя окончательно вопрос об отсрочке платежей не снят с повестки дня, его решение, по словам Кудрина, зависит от дальнейших консультаций с МВФ и Парижским клубом. Как бы то ни было, на встречах с Фишером и министром финансов ФРГ Гансом Айкелем российская сторона получила конструктивные предложения на случай неблагоприятного сценария.
Во время беседы с немецким коллегой, отметил Кудрин, было снято беспокойство, которое существовало у министерства финансов ФРГ: "Теперь наши действия понятны для них. Мы сумели их объяснить. Задержка платежей - это, конечно, всегда неприятно, но то, что мы сейчас наметили сделать, вносит полную ясность для них".
Что же касается механизма выплаты задолженностей и источников, то помимо использования переходящих остатков (см. "НГ" от 27.01.2001) скорее всего правительству придется брать кредит у Центробанка. Для этого, правда, необходимо заручиться поддержкой МВФ, однако эксперты полагают, что фонд может согласиться с такой мерой. Председатель ЦБ Виктор Геращенко, также находящийся в Давосе, тоже не против: "Если будет нужно и Дума проголосует, как в 1998 и в 1999 годах, и скажет: "Дайте миллиард или два (долларов), я не думаю что мы будем упираться. Главное, чтобы наши проценты вовремя платили".
Вообще же Геращенко старательно избегал заявлений для прессы, сделав лишь одно исключение в субботу. А накануне на просьбу прокомментировать итоги встречи российских представителей (Кудрин, Геращенко, Иларионов) со Стеном Фишером глава ЦБ, много лет проработавший в Лондоне, ответил, улыбнувшись: "Я по-английски не понимаю". Вчера он уже был в Женеве для участия в конференции "Переход к рыночной экономике: актуальные проблемы в экономической и финансовой сферах".
А Алексей Кудрин вылетел в Москву в воскресенье. Кроме встреч с Фишером и Айхелем, он успел пообщаться в Давосе с президентом Киргизии Аскаром Акаевым, министром финансов Канады Полом Мартином, президентом Европейского банка реконструкции и развития Жаном Лемьером, президентом Всемирного банка Джеймсом Вулфенсоном.
Давос