ВЕРХОВНЫЙ представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и коллективной безопасности - эта должность Хавьера Соланы, которую он занимает уже пятнадцать месяцев, оказалась, пожалуй, не менее трудной и хлопотной, чем занимаемый им ранее пост генсека НАТО. Трудная она в том плане, что внешней политикой и безопасностью в объединенной Европе занимается масса ведомств и учреждений и дирижировать этой какофонией умонастроений задача непростая. Только в Комиссии ЕС полномочиями в вопросах зарубежных связей помимо председателя обладают два комиссара. Международные комитеты есть и в Европейском парламенте, и в Совете Европы. Если прибавить к этому, что интересы участников Евросоюза в вопросах внешней политики далеко не всегда совпадают, то можно себе представить, как на практике выглядит их "единая внешняя политика". Поэтому и возникла идея создания должности Верхового представителя Евросоюза по вопросам внешней политики и коллективной безопасности, который бы возвышался над национальными и ведомственными интересами, направляя их в русло интересов общеевропейских.
Получив назначение на эту должность, Солана повел себя очень сдержанно, был предельно любезен с коллегами, много ездил по подопечным странам, присматривался, вникал. А европейские страны и учреждения, как ни в чем не бывало, продолжали жить своей прежней жизнью, проводя каждый свою традиционную внешнюю политику.
Но вот в минувший понедельник Хавьер Солана вышел из своего долговременного укрытия и, собрав в Брюсселе министров иностранных дел, высказал им всю правду по поводу разногласий во внешних делах, изложив при этом свои требования насчет проведения совместного курса. Министерствам был вручен и соответствующий документ конфиденциального характера - доклад Соланы. Кое-что из текста этого документа стало известно журналистскому корпусу в Брюсселе.
В качестве примера верховный представитель проанализировал результаты работы ЕС по четырем стратегическим направлениям - отношениям ЕС с Россией, Украиной, со странами Балканского региона и Средиземноморья. Результаты, по его мнению, удручающие: четкий курс так и не был определен. Резкой критике подверг Солана и поочередное председательство стран-участниц во главе Европейского союза. Также резко критиковалось хваленое оказание помощи Евросоюзом другим государствам - помощь приходит с опозданием, когда в ней уже нет нужды.
В общем, в этом обращении к министрам иностранных дел ЕС Солана впервые показал зубы, дав понять, что король-то голый - единая внешняя политика Европы, о которой столько твердят, в действительности существует пока только в теории. И это не просто констатация. Верховный представитель ратует за то, чтобы ему было предоставлено "право инициативы" для воплощения в жизнь единого курса. "Естественно, осуществляться такая инициатива будет после проведения соответствующих консультаций с руководством Комиссии ЕС".
Выслушав оратора и получив подготовленный им документ, министры иностранных дел взяли тайм-аут - свой ответ они огласят через месяц на следующем совместном заседании. Брюссель