Хотя структуры союзного и республиканского КГБ в Эстонии, как и в других странах Балтии, были ликвидированы в 1991 г., наследие госбезопасности вновь беспокоит таллинских политиков. Кроме того, они озабочены развитием событий в России. "Кадровая политика президента Владимира Путина, выходца из КГБ, опирается на аппарат госбезопасности, - заявил в интервью французскому агентству "Франс Пресс" эстонский политолог Рейн Тоомла, - отчего у многих эстонцев мурашки бегут по спине". В комментарии самого агентства содержится также утверждение без ссылки на источник, что десять лет назад дела, хранившиеся в эстонском КГБ, взяла себе Москва, делая местных политиков уязвимыми перед шантажом. "Люди здесь хотят быть уверенными, что они узнают о деятельности КГБ в Эстонии всю возможную информацию", - считает Рейн Тоомла.
Вопрос перешел в практическую плоскость, когда 16 января эстонский парламент 84 голосами из 101 проголосовал за создание комиссии, которой надлежит расследовать обстоятельства роспуска структур КГБ. Комиссия получила мандат сроком на один год, чтобы "объективно и непредвзято взвесить все фактические и юридические обстоятельства", при которых КГБ был ликвидирован в 1991 г. Предполагается, что в октябре 2001 г. доклад и показания членов комиссии будут заслушаны на судебном процессе. Основным предметом разбирательства должны стать некие материалы о тайном соглашении, подписанном в 91-м между Москвой и тогдашним переходным правительством Эстонии.
Нынешний кабинет, в свою очередь, готов возобновить запрет для бывших сотрудников и агентов КГБ занимать должности на государственной службе, а также в сфере гражданской службы - то есть работать учителями, врачами и т.п. Характерно, что действие предыдущего "запрета на профессии" потеряло законную силу в конце 2000 г. Правительство Эстонии, возглавляемое лидером партии "Исамаа" ("Отечество") Мартом Лааром, рассматривает ту "сделку" с Москвой как необязательную и никогда не соблюдавшуюся. Член фракции "Исамаа" Аймар Алтосаар заявил, выступая в парламенте: "Комиссия нужна нам для того, чтобы убедиться, что фантомы прошлого больше не смогут нас беспокоить".
На протяжении 90-х годов фантомы КГБ периодически сотрясают политический истеблишмент прибалтийских стран. В Латвии и Литве страсти вокруг законодательства о люстрации не менее накалены, чем в Эстонии, где внешне они проявляются более спокойно, нежели у соседей. Правовая суть этого вопроса была основательно запутана с самого начала - после августовских событий 91-го. Наиболее подробно обстоятельства тех дней описаны в мемуарах Вадима Бакатина "Избавление от КГБ", изданных в конце 92-го. Автор книги, как известно, руководил процессом "раздела" Лубянки между пятнадцатью бывшими союзными республиками, возглавляя КГБ последние четыре месяца 1991 г. до ухода в отставку президента Горбачева.
"Предстояло решить очень болезненную проблему архивов КГБ, - пишет Бакатин о проблеме, затрагивавшей также и наследство госбезопасности в Эстонии. - Они хранили в себе не только бесценные исторические материалы, но и документы текущей работы, агентурные досье, способные взорвать любое общество. Я не считал допустимым передачу агентурных дел и картотек в распоряжение местных органов власти. Но, коль скоро они на этом настаивали, вопрос мог быть решен только на межгосударственном уровне, при достаточных законодательных гарантиях их неразглашения".
Как утверждается в книге Вадима Бакатина, наилучшее взаимопонимание по данной проблеме сложилось у него с тогдашним премьер-министром Эстонии Эдгаром Сависааром. В результате челночной дипломатии между союзным КГБ и комитетами трех прибалтийских республик, позднее ставших независимыми государствами, достаточно быстро были подписаны соглашения. Позже стало ясно, что в реальности все шло не так гладко, как предполагалось. Одно из тех соглашений предусматривало, что КГБ СССР берет на себя обязательство гарантировать трудоустройство и выплату социальных пособий всем действовавшим и бывшим сотрудникам КГБ этих стран, после ликвидации там структур комитета, за счет союзного бюджета. "Создавались возможности, - отмечает Бакатин, - для их использования в органах безопасности различных республик Союза".
Так что же будет расследовать комиссия эстонского парламента, если "избавление от КГБ" имело место там около 10 лет назад? По мнению некоторых аналитиков спецслужб, очередной раунд "шпиономании по-эстонски", то есть без суеты и истерики, но добросовестно и целенаправленно, не принесет особых сенсаций. Скандал выгоден прежде всего правым радикалам на Тоомпеа, чтобы лучше подготовиться к следующим парламентским выборам.
Политики, выступающие за скорое вступление Эстонии в НАТО, либо втайне мечтающие об этом, конечно, ждут от комиссии "всю возможную информацию" - ту, которая была бы с благодарностью воспринята в Брюсселе или Вашингтоне. На опыте Чехии, Польши и Венгрии хорошо видно, что первым шагом для вхождения в НАТО являются секретные договоренности, а затем и официальные соглашения с альянсом по взаимодействию спецслужб.
Относительно бывших сотрудников КГБ в Эстонии вопрос более ясен - одни из них покинули страну в 1991 г. или чуть позже, другие остались и попали под люстрацию, третьи продолжают работать в органах разведки и контрразведки нынешней Эстонии. Сложнее вопрос с такой категорией лиц, как агентура. Непросто, подчас драматично эта проблема решалась в Восточной Европе, о чем можно судить, например, по интервью для "НГ" бывшего координатора спецслужб Чехии Ярослава Башты (см. "Дипкурьер НГ", 18.01. 2001). Что касается Эстонии, то решение тамошней агентурной коллизии еще предстоит доверить судебной инстанции.