Понятно, что если Клинтону достались в наследство проблемы, не решенные Бушем-старшим, то Бушу-младшему предстоит решать задачи, не решенные самим Клинтоном. Но Бушу-младшему из неосуществленного "перепало" кое-что и от отца - создание Панамериканской зоны свободной торговли (ЗСТА). С "Инициативой для Америк", предполагавшей создание единого экономического пространства от Аляски до Огненной Земли, Буш-старший выступил еще в 1990 году. В 1994 году на встрече на высшем уровне в Майами 34 главы Западного полушария договорились о создании ЗСТА к 2005 году. Именно на этом сроке и продолжают настаивать США и страны НАФТА - Канада и Мексика, теперь к ним присоединился и голос Чили.
Пресс-секретарь Буша Ари Флайшер уже заявил, что "ключ расширения наших торговых возможностей в Латинской Америке - "быстрый путь". Под "быстрым путем" подразумевается механизм, согласно которому американский конгресс предоставляет полномочия президенту в подписании международных торговых соглашений, которые принимаются или отклоняются конгрессом без внесения каких-либо поправок. Именно отсутствие полномочий на подписание соглашений подобным путем у Клинтона - одна из главных причин затянувшихся переговоров, которые до сих пор не привели ни к каким конкретным результатам, между США и НАФТА, с одной стороны, и Меркосуром - с другой. Клинтону в "быстром пути" республиканский конгресс отказал. Возможно, у нового президента больше шансов получить необходимые полномочия и создать-таки ЗСТА, как и было обещано, к 2005 году.
Впрочем, радужные перспективы на этот счет, нарисованные Флайшером, тут же были перечеркнуты заявлением другого человека в новой команде Буша - министра торговли Дона Эванса. Он заверил, что намерен обеспечить американским предпринимателям защиту от "недобросовестной конкуренции", что, по сути, означает ужесточение импортной политики США. Это с одной стороны. С другой, в вопросе создания ЗСТА к 2005 году жесткую политику занимает и крупнейшая латиноамериканская страна - Бразилия. Она называет другую дату - 2010 год - под тем предлогом, что более ранняя ликвидация экономических барьеров отрицательно скажется на конкурентоспособности латиноамериканских предприятий по сравнению с североамериканскими. Кроме того, Бразилия гораздо более заинтересована в формировании американской зоны свободной торговли через самостоятельные переговоры Меркосур об интеграции с НАФТА, КАРИКОМ и Центральноамериканским общим рынком, чем в варианте, предложенном США, - создании ЗСТ "от Аляски до Патагонии", "приращивая" юг Западного полушария с Северу, на условиях, определяемых Вашингтоном, - ведения переговоров НАФТА со странами Латинской Америки, каждой в отдельности.
Так что о "быстром пути" формирования свободного американского рынка если и можно говорить, то с очень большими оговорками.
Немало проблем в последнее время обнаружилось и в самом Меркосуре. До сих пор сказывается крах финансового рынка Бразилии (на долю которого приходится 46% совокупного ВВП региона) в 1999 году. Неожиданно центральной темой повестки дня последней встречи глав государств - членов Меркосура (постоянных - Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и ассоциированных - Чили и Боливия) в середине декабря в бразильском городе Флорианаполисе стала Чили. Ее вступление в крупнейшее объединение региона (а оно вполне могло произойти в этом году) оказалось под вопросом. Дело в том, что эта страна объявила о своем намерении присоединиться к НАФТА, открыто поддержала предложение США ускорить процесс создания Зоны свободной экономической торговли в Западном полушарии, начала переговоры с США о заключении двустороннего соглашения о свободной торговле (министр иностранных дел Чили Соледад Алвеар уже побывала в Вашингтоне, где подписала соглашение о начале переговоров о заключении договора о свободной торговле между Чили и США). Заявление Чили - сильный удар по Меркосуру. А ведь присоединение Чили к Меркосуру на правах полноправного члена в этом году означало бы усиление позиций блока и скорейшее заключение соглашений с Андским сообществом, что укрепило бы позиции Латинской Америки перед созданием ЗСТА.
После заявления Чили о присоединении к ЗСТА вообще не приходится говорить о ее вступлении в Меркосур на правах полноправного члена. Все переговоры Чили на этот счет с Бразилией - ядром Меркосура наряду с Аргентиной - приостановлены. Бразильский министр иностранных дел Луис Лампрейа заявил, что "удивлен" решением Чили вступить в НАФТА. Бразилия обижена еще и тем, что первыми о решении Чили присоединиться к НАФТА ее проинформировали США, а не сама Чили. "У нас есть полное право удивляться. Естественно, это решение отразится на переговорах с Меркосуром, и нам следует пересмотреть всю основу переговоров", - заявил глава МИД Бразилии.
Цель Вашингтона в его переговорах с Чили - изолировать Бразилию и таким образом ускорить процесс переговоров на своих условиях с 34 странами континента, которые присоединятся к ЗСТА, - всеми, за исключением Кубы. Весьма прозрачные намеки США делают и в адрес Аргентины, которая, в отличие от Бразилии, согласна на создание ЗСТА к 2005 году.
В то же время от вступления Чили в НАФТА и приостановления переговоров о вступлении Чили в Меркосур выиграет именно Куба. Фидель Кастро уже давно подумывает о статусе ассоциированного члена в этой организации. Остров Свободы, снижая тарифные ставки на вывозимые продукты, ставит во главу угла своей внешней экономической политики страны Меркосура. Куба намерена в самом ближайшем будущем увеличить долю Меркосура в своей внешней торговле до 30%.