0
1002
Газета В мире Интернет-версия

23.01.2001 00:00:00

Буш готовит глобализацию по-республикански

Наталья Травкина

Об авторе: Наталья Михайловна Травкина - кандидат исторических наук, сотрудник Института США и Канады РАН.

Тэги: Буш, США, президент


Буш, США, президент

ПРИХОД в администрацию Буша людей из "проверенной" команды Джорджа Буша-старшего невольно заставляет вспомнить о том, что в 1989-1992 гг. администрация 41-го президента США целиком и полностью отдавалась решению внешнеполитических задач, занимаясь исключительно проблемой кардинального слома геополитического соотношения сил, сложившегося в мире после окончания Второй мировой войны. В области внутренней политики царил полный "застой" (правда, не без активного участия демократов, сумевших искусно "выдавить" республиканцев из сферы социальной и экономической политики). Пренебрежение внутриполитическими проблемами дорого обошлось отцу Буша-мл. на президентских выборах 1992 г. В этом плане анализ послужного списка и высказываний уже объявленных назначенцев новой администрации на экономический и социальный "блоки" представляет немалый интерес с точки зрения ответа на вопрос: что это будет за команда - изоляционистская или наоборот.

По прибытии в Вашингтон для приема дел от уходящей администрации Буш прежде всего встретился с председателем Центрального банка США (ФРС) Аланом Гринспеном для обсуждения текущего состояния американской экономики и назначил на ключевую должность министра финансов 65-летнего президента транснациональной корпорации "Алкоа алюминиум" Пола О'Нила. Должность председателя Совета экономических консультантов (главного экономического "кукловода" новой администрации и автора книги на соответствующую тему) была предложена главному экономическому советнику Буша во время предвыборной кампании Лоуренсу Линдси, который при Буше-старшем являлся одним из директоров ФРС.

О'Нил уже дал понять, что его роль в Министерстве финансов будет, возможно, заключаться в том, чтобы быть связующим звеном между Гринспеном и Линдси, который будет отвечать в администрации за формулирование ее фискальной политики. Назначение О"Нила удивило финансовые круги на Уолл-стрит, поскольку он не имеет соответствующих связей и опыта работы на финансовых рынках США. Однако О'Нил поддерживает тесные дружеские связи с Гринспеном, с которым они знакомы более 30 лет, начиная с 1969 г. Более того, до своего назначения на пост председателя ФРС Гринспен был президентом "Алкоа", и именно он, уходя в ФРС, пригласил О'Нила на свое место в корпорации. В 1998 г. О'Нил отошел от активного участия в повседневном управлении алюминиевым гигантом, однако он является основным архитектором стратегии этой корпорации по расширению ее доли на мировом рынке алюминия, в частности, путем приобретения венгерских, итальянских и испанских фирм. Основная головная боль корпорации "Алкоа" в последнее время - усиление конкуренции со стороны российских производителей алюминия, что, в частности, вынудило корпорацию в последнее время сократить выпуск своей продукции на 10%.

Не исключено, однако, что администрация Буша стала готовить замену стареющему председателю ФРС, тем более что со времен администрации Буша-старшего за ним числится "должок" республиканцам - экономисты отца 43-го президента США считают именно Гринспена ответственным за экономический спад 1990-1991 гг., стоивший в конечном итоге Бушу-старшему президентства. В тот период Гринспен "проспал" начало рецессии - еще в начале октября 1990 г. он утверждал, что экономика США находится на подъеме, в то время как спад фактически начался, как показали последующие эконометрические расчеты, в июле. Эта история оживленно обсуждается сейчас на страницах деловой печати США, по всей видимости, как напоминание Бушу-младшему, что Гринспен и ему может подложить аналогичную "подлянку", да еще в самом начале его президентства.

Но как бы там ни было, в настоящее время Гринспена и Линдси объединяет одно - приверженность политике сильного доллара, даже несмотря на сигналы о приближении экономического спада. Линдси хорошо известен в финансовых кругах США своим скептицизмом в отношении государственных интервенций на валютных и финансовых рынках. Непосредственно в самой администрации, по всей видимости, большую роль будет играть именно Линдси, который был основным разработчиком плана налоговых сокращений на сумму 1,3 трлн. долл. Линдси принадлежит к консервативным экономистам "рейгановского призыва", до самого недавнего времени работавшим в консервативном "мозговом" центре - находящемся в Вашингтоне Американском институте предпринимательства.

Современная монетарная политика США, естественно, отличается от хрестоматийных установок по Милтону Фридману, который видел ее основное назначение в подавлении инфляции. В настоящее время в ее фокусе лежит забота о сохранении незыблемости позиций доллара в мировой экономике в условиях, когда сообщения о замедлении темпов экономического роста приходят практически из всех промышленно развитых стран мира. Весьма показательно, что, представляя О"Нила - "главного финансового чиновника американских граждан", Буш сделал по существу заявление фундаментальной важности, подчеркнув, что его работа будет чрезвычайно важна на пороге ХХI в. "Мир в настоящее время более взаимосвязан, чем в прежние времена, - сказал он. - Наша экономика и жизненный уровень всех американцев зависят прежде всего от наших позиций в мире".

Выбор Анны Венеман в качестве министра сельского хозяйства США на первый взгляд был продиктован необходимостью продемонстрировать, что количество женщин-министров в администрации Буша будет сопоставимо с аналогичным показателем в администрации его предшественника. Однако, как быстро выяснилось, главным критерием при ее назначении явилось то обстоятельство, что Венеман, юрист по образованию, в период с 1989 по 1991 г. уже работала в этом министерстве в должности замминистра, отвечая за его международные программы. Объявляя о ее назначении, Буш сформулировал основную задачу, стоящую перед новым министром США, следующим образом: "Сельское хозяйство является не только составной частью нашей экономики, но и важной частью нашей внешней политики". Поблагодарив президента за "оказанное доверие", Венеман тут же в ответном слове заявила о том, что американские фермеры "кормят и одевают не только людей нашей страны, но и народы всего мира. Поэтому крайне важно настойчиво работать в направлении расширения мировых рынков продовольствия и других видов сельскохозяйственной продукции".

Назначение Дона Эванса на пост министра торговли было расценено в США как "плата за верность". Семья Эвансов, возможно, наиболее близка к семье Буша - мужья дружат еще со школьной скамьи, и в свое время Сюзан Эванс познакомила Буша с его будущей женой Лаурой. Эванс и Буш - полные ровесники, оба родились в июле 1946 г. Эванс, большую часть своей деловой карьеры проведший в нефтяном бизнесе США, неизменно выступал финансовым спонсором избирательных кампаний Буша, начиная с неудачной попытки 1978 г. стать конгрессменом от штата Техас. В кампании 2000 г. Эванс был ее главным казначеем - именно он собрал Бушу около 100 млн. долл., благодаря чему тот, собственно, и стал 43-м президентом США.

При Клинтоне Министерство торговли превратилось в главный проводник интересов американского бизнеса за рубежом - в 90-е годы его деятельность даже стала именоваться "коммерческой дипломатией", в рамках которой федеральное правительство стремилось главным образом стимулировать рост американского экспорта. Главная особенность деятельности этого достаточно децентрализованного министерства заключается в том, что оно зависит от личности министра. В отсутствие сильного руководителя это ведомство имеет тенденцию к превращению в простой технико-административный "приводной ремень" экономической политики администрации. В последние годы министерство несколько "захирело", но с приходом Эванса перед ним, как считается, открываются новые горизонты. И дело не только в том, что республиканцы теснее связаны с миром бизнеса, но и в том, что это министерство в прошлом нередко использовалось как орган лоббирования на мировых рынках интересов "особо приближенных" к Белому дому американских корпораций и фирм, а также крупных финансовых спонсоров Республиканской партии.

Для единственной в мире сверхдержавы основным вызовом 90-х годов стал процесс глобализации. Судя по первым назначениям в новой американской администрации, на пороге нового тысячелетия она готовит не просто американский ответ на вызов главного императива нашей эпохи, но республиканское издание этого феномена. В свою очередь, "евангелический миропорядок от Буша" может сравнительно быстро привести к началу нового "передела" геополитического расклада сил, который отнюдь не закончился, как иногда хотят думать некоторые политики в Москве, 10 лет назад с распадом СССР.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1249
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
794
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
557
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
793

Другие новости