-ОЛЕГ ГЕОРГИЕВИЧ, каковы ваши прогнозы на предстоящую сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы? Что может ожидать от нее российская делегация?
- Я все-таки надеюсь, что будет принято решение о том, что полномочия российской делегации должны быть восстановлены в полном объеме. Нас ведь лишили права голоса на определенное время. Если вновь никакая из политических групп ПАСЕ, никакая из делегаций не поднимет вопроса о лишении нашей делегации права на голосование, то мы будем автоматически восстановлены в полных правах. Все решится, видимо, по итогам обсуждения в ближайший четверг положения в Чеченской Республике и гуманитарных аспектов ситуации с беженцами и перемещенными лицами.
- И какими эти итоги могут быть признаны?
- По этим вопросам, видимо, будут голосоваться довольно критические для России резолюции. И они, как мне кажется, во многом будут справедливыми - то, что в Чечне нарушаются права человека, очевидно. Хотя, на мой взгляд, очевиден и некоторый все-таки прогресс в решении этой проблемы. ПАСЕ, кстати, этого и не отрицает. Так вот при обсуждении резолюции по Чечне и может быть поднят вопрос о наших правах, если какая-то из делегаций посчитает, что в Чечне очень мало изменений, а нарушения прав человека по-прежнему вопиющие. Но даже если вопрос о лишении нас права голосовать и будет поставлен, то, я считаю, что скорее всего выступающие за это делегаты ПАСЕ не наберут большинства. Потому что, как мне кажется, перед другими делегациями не стоит цель так или иначе поставить на место российскую делегацию. Цель совершенно другая. Мы входим в состав Совета Европы, а одна из его краеугольных задач - обеспечить соблюдение прав человека на территории тех государств, которые в него вступили. Мы обязались соблюдать права человека, когда входили в эту организацию. Так что задача наших коллег, в том случае, если мы допускаем какие-то нарушения, - способствовать тому, чтобы их было меньше, а не карать нас.
Как я уже сказал, определенное улучшение ситуации в Чечне все-таки есть. На момент, когда решение в отношении нашей делегации принималось в прошлом году, там шли полномасштабные бои и бомбардировки, а сейчас ведь обстановка другая. Я, конечно, не хочу сказать, что в Чечне прямо завтра все проблемы будут решены - нет, это надолго. И это, кстати, понимает и большинство депутатов ПАСЕ, потому что даже в Европе подобные проблемы решаются десятилетиями. Большинство членов ПАСЕ понимает: очень просто лишить Россию права голоса, но ведь и с нашей стороны могут последовать какие-то ответные действия. А этого никому не надо. Надо, чтобы Россия была в Совете Европы, была частью Европы. И мы должны больные вопросы, которые у нас есть, решать. С этой точки зрения мы должны расценивать пристальное наблюдение за нами со стороны других участников Совета Европы как определенную помощь. Правда, эта помощь должна иметь какие-то рамки, за которые нельзя выходить тем, кто хочет нам ее оказывать.
- Депутат Сергей Ковалев, который ранее единолично выступал от имени вашей фракции, все-таки поедет в Страсбург, хотя и не в составе официальной делегации. Насколько различаются ваши и его взгляды на ситуацию в Чечне?
- Нельзя сказать, что наши взгляды противоположны, но некоторые оценки и обстановки в Чечне, и действий российских властей в этой республике, конечно, расходятся. Особенно в том, как ПАСЕ должна вести себя по отношению к российской делегации. Например, на последней сессии депутат Ковалев выступал инициатором резолюции о том, чтобы вновь поставить перед Комиссией Совета Европы вопрос о начале процедуры исключения России из рядов этой организации. Большинство членов фракции СПС и всей делегации Государственной Думы полагает, что это неверный подход. Поэтому моя фракция решила направить в Страсбург меня, чтобы я там представлял мнение ее большинства. В соответствии с ним я и стану голосовать. Сергей Ковалев же, в отличие от меня, будет выражать свое личное мнение. Но поскольку у нас либеральная партия, то мы не можем сказать ему: раз есть позиция большинства, то нас не волнует, какая у него точка зрения. И очень важно показать, что у нас в стране имеет право быть услышанным и человек с такими взглядами. Поэтому он поедет на сессию ПАСЕ, фракция оплатит ему проезд, и он будет иметь право выступать по всем пунктам повестки дня.