Сегодня формально заканчивается правление Билла Клинтона, и право называться президентом Соединенных Штатов переходит к Джорджу Бушу-младшему. Именно сегодня состоится официальная церемония инаугурации 43-го президента США.
Это историческое событие не только для Соединенных Штатов, но и для всего мира. В эпоху Клинтона США действительно превратились в единственную сверхдержаву мира как экономическую, так и политическую. Столь стремительного роста экономики в США не было за всю послевоенную историю. За восемь лет было создано дополнительно 22 млн. рабочих мест, а безработица достигла самого низкого уровня за последние 30 лет. Сейчас это время позади и никто не знает, что же Америка будет делать дальше.
Сам Клинтон отказался благословлять своего преемника: перед переездом из Белого дома он не преминул выразить сомнение относительно легитимности избрания республиканца. На прошлой неделе Клинтон заявил: "Единственное, что позволило республиканцам выиграть, - прекращение пересчета голосов во Флориде". А вчера, выступая в Овальном кабинете с прощальной речью перед нацией, транслировавшейся в прямом эфире всеми ведущими телекомпаниями страны, он предостерег будущую республиканскую администрацию от изоляционизма, к которому могут привести намерения Буша ограничить участие вооруженных сил США в международных миротворческих операциях, в том числе в Боснии и Косово. Обращаясь к нации, Клинтон призвал новую администрацию "не обрывать связей с остальным миром" и следовать обязательствам перед своими союзниками - только так США смогут сохранить лидерство на международной арене и остаться "силой, ведущей к миру, процветанию, свободе и безопасности".
Сегодняшняя инаугурационная речь нового президента на ступенях американского конгресса будет непродолжительной: 10-15 минут Буш впервые в качестве главы государства будет говорить с нацией. Тема речи стала известна журналистам заранее. Речь будет идти о национальном единстве, теме как нельзя более актуальной в связи со скандалами, сопровождавшими избрание 43-го президента.
Джордж Герберт Уокер Буш, 41-й президент, и Джордж Уокер Буш, 43-й президент США, впервые после двухсотлетнего перерыва стали ближайшими родственниками, занявшими высший государственный пост США. У отца и сына много общего, и все же различий между ними больше. Опытный политик, прошедший школу Рейгана, имевший на момент вступления в должность президента хороший опыт в предыдущей администрации, вице-президентом в которой он был до избрания президентом, превосходно разбирающийся во внешней политике Буш-старший - с одной стороны. А с другой - бывший губернатор Техаса, о чьей компетентности (вернее, ее полном отсутствии) в вопросах международных отношений ходят легенды, пришедший к власти после многочисленных судебных разбирательств.
Первое, что предстоит сделать новому президенту, - убедить конгресс поддержать его предложения в области образования, новой военной политики, изменения систем медицинского и социального страхования, сокращения налогов. Сделать это безболезненно в конгрессе, где Демократическая партия имеет почти половину мест, будет очень непросто: демократам далеко не улыбается перспектива принятия многих из основных предложений Буша, таких, как, например, сокращение налогов на 1,6 трлн. долларов.
Первая проверка, насколько смогут ужиться теперь президент-республиканец и демократы в конгрессе, - прохождение в законодательном органе на пост министра юстиции кандидатуры Джона Эшкрофта, его демократы недолюбливают из-за заявлений по вопросам абортов, контроля за продажей оружия и соблюдения прав человека, которые он делал, будучи сенатором от штата Миссури.
Первые шаги Буша показывают: новый президент гораздо консервативнее, чем о нем думали и говорили во время предвыборной кампании. Многие уже сейчас делают прогноз, что правление 43-го президента будет больше напоминать эпоху Рейгана, чем времена Буша-старшего. На это указывают и фигуры нового кабинета, и первые выступления по внешнеполитическим вопросам, и планы в области налоговой политики. С инаугурации Рейгана в 1981 году фигура нового президента не вызывала такой полемики по вопросу: чего ждать от нового президента США?
Всего на все мероприятия инаугурационному комитету удалось собрать около 35 миллионов долларов.
Джордж Буш-младший будет присягать на Библии, на которой двенадцать лет назад клялся в верности американской нации его отец, а более 200 лет назад - первый президент США Джордж Вашингтон.
***
"ИНАУГУРАЦИЯ - это событие, повторяющееся раз в четыре года, в связи с которым столица США на три дня переносится из Голливуда в Вашингтон".
В каждой шутке есть доля правды, есть она и в этой, поскольку речь идет о сутках, сопоставимых лишь с вручением "Оскаров", "Грэмми" и т.п. по пышности и богатству втиснутых в них торжественных и развлекательных мероприятий.
Посудите сами: инаугурация была назначена на 20 января, а уже 18-го в самом центре Вашингтона перед мемориалом Линкольна трехчасовой гала-концерт, закончившийся невиданным по масштабу праздничным салютом и фейерверком, собрал более 200 тысяч зрителей. Тем самым был подан сигнал к началу трехдневной программы торжественных парадов и шествий, официальных и неофициальных праздничных обедов, ужинов, балов, встреч и приемов. Знатоки говорят, что подобный "голливудский" тон торжествам инаугурации первыми в истории США задали не иначе, как Рональд Рейган и его супруга Нэнси - оба, как известно, в прошлом голливудские "звезды".
Неамериканцу впору подумать: а не затеряется ли, не померкнет ли на фоне всего этого великолепного массового представления, то в одной, то в другой сцене которого мелькают главные виновники торжества - Джордж Буш и Дик Чейни, сам "момент истины" - то есть смысл происходящего? Американцам, по крайней мере нашим современникам, такое опасение непонятно. Но оно не было чуждо отцам-основателям США.
Первый президент США Джордж Вашингтон (1789-1797), в заслугу которому ставят не только победу над англичанами в борьбе за независимость, но и ратификацию американской Конституции, был приведен к присяге в процессе инаугурации 30 апреля 1789-го. Некоторые из ближайших соратников Вашингтона настаивали на предоставлении первому президенту права пожизненно оставаться на своем посту и требовали адресоваться к нему с непременным "ваше величество" или "ваше высочество". По их мнению, церемония инаугурации требовала, чтобы Вашингтон был одет в золотую мантию. Но Вашингтон предпочел обращение "попроще" - а именно "мистер президент", и вышел к народу для принесения клятвы в обычном костюме коричневого сукна, на пуговицах которого красовался символ США - одноглавый орел. Тем не менее даже такая простота не могла удовлетворить Томаса Джефферсона, одного из авторов "Декларации независимости". Джефферсон настолько ненавидел помпезность и всякую "галантерейность", которая ассоциировалась для него со Старым Светом, что требовал проведения инаугурации Вашингтона безо всякой шумихи, в доме самого генерала. Когда пришла его собственная очередь вступать в должность третьего президента, Джефферсон (1801-1809) отпраздновал это обедом в пансионе, где снимал комнату, при этом ему еще пришлось ждать, когда освободится стол...
Преемник Вашингтона и предшественник Джефферсона, второй президент США Джон Адамс (1797-1801), вошедший в историю как первый вице-президент Соединенных Штатов и человек, поставивший свою подпись под "Декларацией независимости", отличался не меньшей скромностью. Его инаугурация проходила в небольшом зале, безо всякой шумихи, но запомнилась многозначительной сценой, когда Вашингтон, поклонившись новому президенту, уступил ему право выйти первым.
Вашингтон, повторим, принес клятву в апреле, было это на балконе здания федерального собрания в Нью-Йорке. Таким образом, за прошедшие 212 лет изменилось и время, к которому приурочена инаугурация, и место, где она происходит. Изменилась, как мы видим, и форма "введения в должность" президента, а ведь именно это, и ничего более, означает слово "инаугурация".
По замечанию известного американского журналиста Ричарда Стенгеля, инаугурация в той форме, как мы наблюдаем это сегодня, есть не только результат традиции, но и отражение вкуса каждого нового президента. Вкусы же были разные: 7-й президент США Эндрю Джексон (1829-1837) и 26-й президент (1901-1909) Теодор Рузвельт, например, распорядились, чтобы в день их инаугурации двери Белого дома были открыты для всех желающих посетить его граждан. Видимо, эти два президента хорошо усвоили название, данное знаменитому зданию отцами-основателями, - "Дом народа". 39-й президент Джимми Картер (1977-1981), которого многие обвиняли в популизме, сделал все, чтобы церемония инаугурации прошла как можно более скромно. Его внезапное решение выйти из официального лимузина и рука об руку с женой пройти последний участок пути к Белому дому пешком по Пенсильвания-авеню у одних вызвало шок, у других же - восхищение. К последним относятся отец и мать 43-го президента Джордж Буш-отец и Барбара Буш, которые по примеру четы Картеров также проследовали в президентскую резиденцию пешком.
В Конституции США нет положения относительно проведения какой-то особой церемонии по случаю инаугурации президента. Основной закон ограничивается несколькими строками (всего 35 слов), которые надлежит произнести каждому избранному президенту, чтобы стать действующим президентом США. Речь идет о клятве "добросовестно исполнять обязанности президента Соединенных Штатов и с максимальным усердием сохранять, беречь и защищать Конституцию Соединенных Штатов". Эти слова, произносимые перед лицом нации новым президентом, и составляют "момент истины", суть церемонии инаугурации. За словами клятвы следует короткая (в пределах 15-20 минут) обращенная к согражданам речь. Все остальное - ставший традицией праздничный, радующий одних, раздражающий других антураж.
Но, как бы то ни было, и на этот, вот уже 43-й раз в своей истории американцы доказали, что способны сохранить, отстоять и закрепить в процессе инаугурации то, что они с гордостью называют "мирной передачей демократической власти".
Последнее имеет как никогда важное значение для завершения нынешней "кампании-2000" и для будущего, 43-го президента США Джорджа Буша, как известно, проигравшего Альберту Гору по количеству поданных за него голосов избирателей и вызвавшего негодование в первую очередь негритянского электората, ставящего под сомнение легитимность 43-го президента. Готовясь к торжествам инаугурации, полиция Вашингтона на этот раз отвела значительно большую площадь под демонстраций протеста, учитывая огромное количество заявок, которые поступили от организаций, намеренных массовым выходом своих членов и сторонников на улицы столицы выразить несогласие как с результатами состоявшихся выборов, так и с избирательным законодательством, двухступенчатость которого позволила республиканцу Бушу стать президентом.
Американцы знают, что тональность инаугурационных торжеств и содержание и настрой инаугурационной речи, как правило, позволяют до некоторой степени предсказать характер избранного президента в роли "действующего", а также характер предстоящего президентства. В свою очередь, готовящий текст речи президента для инаугурации знает, что от ее содержания нередко зависит, в каких отношениях будут находиться между собой новый президент и общество, граждане. В первую очередь, естественно, обращаются к прошлому, вспоминают наиболее значимые, оставившие след в истории инаугурационные выступления предшественников, выбирают образец для подражания.
"Не спрашивайте, что может сделать для вас страна, задайтесь вопросом, что вы сами способны ради нее сделать" - эти ставшие знаменитыми слова, произнесенные во время инаугурации Джоном Кеннеди, так и остались непревзойденными в своем значении лозунга национального единства. По эмоциональному накалу с ними, пожалуй, можно сравнить только сказанное Рональдом Рейганом. Впервые перенеся церемонию инаугурации с восточной стороны Капитолия на западную, Рейган получил великолепную возможность, обратив взгляд на мемориал Вашингтона и Линкольна, перевести взор на дорогое каждому американцу Арлингтонское кладбище и вспомнить слова из дневника Мартина Трэфта, молодого солдата, погибшего в Европе на фронтах Первой мировой войны: "Америка должна победить в этой войне, поэтому я буду сражаться, как если бы эта победа зависела от меня одного".
Впрочем, образцом для инаугурационного выступления Джорджа Буша-сына могут стать слова Буша-отца, призвавшего страну "в этот Великий День Демократии" восстановить единство, разрушенное противостоянием, возникшим в обществе из-за войны во Вьетнаме, и заявившего: "Единство - вот что решает все".
Накануне дня инаугурации, отвечая на вопрос известного телеобозревателя Ларри Кинга, будет ли работоспособным конгресс в ситуации, когда абсолютное равенство сил демократов и республиканцев в буквальном смысле парализует механизм принятия решений, а предстоящие через два года выборы в конгресс невольно подрывают заявленное обеими партиями стремление к сотрудничеству, сенатор-республиканец Фред Томпсон (Теннесси) подчеркнул: это будет зависеть от способности нового президента установить такие отношения сотрудничества с обществом, при которых конгресс будет вынужден "работать". По мнению Томпсона, Джордж Буш "удивит еще многих", поскольку в отличие от некоторых своих предшественников это человек, который стремится стать президентом не для того, чтобы "быть", но для того, чтобы "делать".
Инаугурационная речь 43-го президента, как ожидают, будет посвящена "залечиванию ран", нанесенных единству нации противоречивой "кампанией-2000", единению общества вокруг проблем, требующих решения во имя общих интересов и целей. Сторонники Джорджа Буша надеются, что эта речь войдет в анналы американской истории как положившая начало конструктивным отношениям сотрудничества между гражданами страны и ее президентом.
Сан-Франциско