НА ДВЕНАДЦАТОМ году капитализма поляки наконец-то дождались закона о реституции, т.е. о возвращении законным владельцам когда-то отобранного у них или у их родителей имущества. В соседних Чехии и Словакии подобный закон действует с 1991 года и на 99% уже давно реализован. В Польше он и далее, судя по всему, будет встречаться с немалыми трудностями.
Депутаты нижней палаты парламента Сейма дебатировали о новом законе долго и весьма ожесточенно, и принят он был сравнительно небольшим большинством 225:186, причем против голосовали почти все представители левых и левоцентристских партий.
Закон, которому еще предстоит пройти утверждение сначала в верхней палате - Сенате, а затем и у президента республики, предполагает возвращение бывшим собственникам 50% стоимости имущества, которое было отобрано коммунистическим режимом в 1944-1962 годах на основе декретов о национализации. Непосредственно упомянутое имущество в своем натуральном виде поляки смогут получить лишь в тех случаях, если для этого не существует никаких препон. Например, если бывший дом частного лица принадлежит ныне государству и оно беспрепятственно может с ним расстаться. Но таких вариантов реституции будет, как показывает опыт соседних стран, очень мало. Как правило, былые объекты недвижимости проделали за минувшие полвека немалый бумажный путь от одного владельца к другому, а многие попросту не существуют в первоначальном виде.
На сей случай новый польский закон предусматривает выдачу былым владельцам так называемых "реприватизационных купонов", с помощью которых люди могли бы получить дома, участки или квартиры, ныне принадлежащие государству. Желающие могли бы вложить свои купоны и в специальный инвестиционный фонд. В законе жестко оговорено, что ни в коем случае не подлежат реприватизации памятные объекты, национальные парки и государственные леса.
Большой спор у политиков вызвал вопрос о том, кто из поляков имеет право спустя десятилетия быть осчастливлен государством. Правительство в своем проекте закона предлагало, чтобы реституентами могли стать все, кто имел в момент конфискации польское гражданство и соответственно их наследники.
Парламентские комитеты внесли свою поправку: все претенденты должны были быть гражданами Польши к 31 декабря 1999 года, что сразу заметно сужает круг потенциальных претендентов. Именно в такой версии новый закон и был в итоге одобрен Сеймом, что вызвало крайне негативную реакцию прежде всего в рядах многомиллионных польских эмигрантов в других странах, многие из которых после 1989 года участвуют в польских делах.
Свое недовольство открыто выражают, например, видные представители еврейско-польской общины США. В частности, исполнительный директор Всемирного еврейского конгресса Элан Стейнберг назвал одобренный Сеймом закон "чисто большевистским", дискриминирующим проживающих за рубежом польских евреев и вообще всю "американскую Полонию". А влиятельный сенатор Дов Хайкинг, активно лоббировавший вопрос о возвращении имущества евреев, утраченного ими в военные и послевоенные годы, заявил, что призовет американские банки и фирмы, которые имеют свои отделения или интересы в Польше, к бойкоту этой страны.
После рассмотрения сенаторами и президентом закона о реституции он может претерпеть некоторые изменения, но, по мнению экономистов, если в нем сохранится 50-процентная граница, то государство могло бы перенести подобную нагрузку на его финансы, хотя многие левые политики популистски кричат сейчас на митингах о неизбежной перегрузке финансового сектора. Специалисты предполагают, что о своих правах на утраченную собственность заявят не менее 200 тысяч человек, а общая стоимость их претензий может составить до 43 млрд. злотых, т.е. около 10,6 млрд. долларов. Лишь около трети из этого будет выдано натурой, остальное будет компенсировано иными способами.
На случай возникновения взаимных претензий о потерянных прибылях или долгах по возвращаемому имуществу законодатели предусмотрели и "нулевой вариант": государственные органы не будут вникать в вопросы возможной задолженности бывших собственников, а те, в свою очередь, не имеют права на получение компенсаций за потенциально упущенную от использования недвижимости прибыль.
Влиятельные представители участвующих в работе парламента Партии демократических левых сил и Народной партии, депутаты которых голосовали против нового закона или против реституции в столь широком масштабе, выражают надежду, что президент Александр Квасьневский наложит на закон вето.
Прага