Президиум Рабочей партии Курдистана (РПК) обратился с призывом к курдам провести экстренную мобилизацию. Выступая в прямом эфире по курдскому спутниковому телевидению MED TV, член президиума РПК Мурат Карайалан заявил: "Курдская молодежь должна занять свои места в рядах Национальных сил самообороны" (Национальные силы обороны (НСС) - военное крыло РПК).
Таким образом, можно с определенной долей уверенности говорить, что "политика мира", провозглашенная партией сразу после ареста ее лидера Абдуллы Оджалана, близка к завершению. Следуя приказу своего председателя, РПК в сентябре 1999 года вывела из Северного (Турецкого) Курдистана все свои подразделения в Южный (Иракский) Курдистан. Но, как и ожидалось, встречных шагов со стороны Анкары не последовало. Разговоры о предоставлении курдам культурной автономии, внесении в Конституцию страны изменений, закрепляющих какие-либо минимальные права 20-миллионного "нацменьшинства", открытии национальных школ и телевидения, велись лишь до декабря 1999 года, когда в Люксембурге решался вопрос о принятии Турции кандидатом в члены Европейского союза. После вынесения положительного решения все дискуссии по данной проблеме плавно прекратились.
Выждав определенное время, пока внимание к курдам ослабнет, Турция приступила к активным действиям. В настоящее время на север Ирака вновь вошел 8-тысячный турецкий корпус. Его дислокация - районы городов Сулеймания, Койсенджак и Чаркурна. Хотя руководство Патриотического союза Курдистана (ПСК), на чьей территории сегодня находятся турецкие военные подразделения, упорно продолжает отрицать данный факт, он подтвержден многочисленными наблюдателями в регионе.
Задавшись целью расправиться с РПК, Анкара намерена заручиться поддержкой двух курдских партий Ирака - уже упомянутого ПСК и Демократической партии Курдистана, возглавляемой Масудом Барзани. В обмен на содействие в борьбе с РПК им обещана экономическая и военно-техническая помощь.
На прошлой неделе военным бортом в Анкару был доставлен лидер ПСК Джаляль Талабани. Масуд Барзани в последний момент отказался от встречи в Турции. Если раньше ДПК была заинтересована в сотрудничестве с Анкарой и Вашингтоном, то сегодня она видит решение комплекса своих проблем в координации с Багдадом и арабским миром.
Багдаду, негласно поддерживающему РПК и предоставляющему свою территорию под ее базы, удалось убедить Барзани отказаться от взаимодействия с Турцией в борьбе с народными силами обороны РПК. В свою очередь, Талабани склонен уступить давлению Анкары.
Определенным импульсом к активизации событий в регионе послужили и прошедшие выборы нового президента США. ПСК и ДПК, ожидающие с тревогой, как поведет себя новая администрация во главе с Бушем-младшим, будет ли и в дальнейшем им оказываться помощь и поддержка, вынуждены заручиться надежной поддержкой тактических союзников. Обе партии понимают, что было бы недальновидно преждевременно ссориться с Багдадом. Да и в интересах Саддама Хусейна сегодня не портить отношения с местными курдами. Первыми это просчитали более опытные барзанисты, поэтому они не спешат бросаться в объятия Анкары.
Как бы то ни было, Рабочая партия Курдистана сегодня оказалась зажатой в угол. Иракские курды не намерены отводить ей место на своей территории - им и самим здесь тесно. Они согласны мириться с присутствием безоружных бойцов РПК, придав им статус временных гостей, или же - "идите в Турцию и уже там боритесь за свои права". Саддам же использует РПК как зажатую в кулаке козырную карту. Неожиданно на помощь турецким курдам пришел Иран. Тегеран, раздраженный сближением Патриотического союза Курдистана с Анкарой, решил помочь РПК укрепить свои позиции в иракском Курдистане - на территории, подконтрольной Талабани. Но и это пока временное решение проблемы.
Объявленная же в эти дни мобилизация курдской молодежи означает, что война будет продолжена.