Главный военный администратор Пакистана генерал Первез Мушарраф признал, что за год нахождения у власти его популярность в пакистанском обществе заметно снизилась.
В заявлении генерала, опубликованном в ряде пакистанских англоязычных газет, отмечается, что "...Пакистан серьезно болен, но отнюдь не смертельно. Однако если нам не удастся улучшить положение, я первым выдвину предложение о том, что необходимо найти ту личность, которая будет лучше управлять страной".
Выступление Мушаррафа появилось вскоре после встречи с высшими военачальниками, на которой, как говорят, задавались очень острые вопросы относительно успехов его администрации за истекший год и указывалось на растущее разочарование общественности относительно хода провозглашенных им реформ.
Политические и дипломатические источники в Исламабаде, как пишет "Хиндустан таймс", полагают, что на встрече высших пакистанских военных обсуждалась возможность и пути назначения гражданского главы правительства, с тем чтобы военные смогли дистанцироваться от возможных неудач в будущем, если обстановка в стране еще более усугубится. Они также отмечали, что народ сейчас испытывает растущее разочарование в Мушаррафе, чей приход к власти в прошлом году после смещения премьер-министра Наваза Шарифа и его правительства, погрязших в коррупции и злоупотреблении властью, все широко приветствовали. Сегодня же, несмотря на личную популярность Мушаррафа - "искреннего и честного человека, пытающегося положить конец коррупции в стране", - люди теряют веру в военных и в их способность вывести страну из кризиса.
Примечательно, что буквально накануне "встречи военных в верхах" Мушарраф принял отставку министра информации и своего давнего друга Джаведа Джаббара "за неспособность донести до народа успехи правительства". Это, а также последовавшее заседание военных - наглядный показатель того, что впервые военные косвенно признали свою неспособность управлять экономической и политической жизнью страны и серьезно задумались о передаче гражданской власти гражданскому лицу.
Необходимость этого шага вполне назрела, однако на данном пути имеется весьма серьезное негативное обстоятельство: за более чем 50 лет независимого развития все гражданские правительства Пакистана успешно доказали, что они не могут функционировать без коррупции, непотизма, злоупотребления властью и тому подобных составляющих.
Поэтому чрезвычайно трудно найти способного и действенного гражданского чиновника, которому бы народ поверил и который бы оказался в состоянии доказать, что заслуживает такого доверия. Неудивительно, что именно поэтому и по сию пору многие в Пакистане, да и во многих западных странах, продолжают видеть только в военных некое организующее государственное начало.
Не исключено, однако, отмечает газета, что создавшийся вакуум может заполнить третья сила - воинствующие исламисты, которые никогда не оставляли надежды взять в свои руки и рычаги государственной власти. Примечательно в этой связи недавнее заявление лидера одной из самых активных исламистских группировок "Джамаат-и-ислами" кази Хуссейна Ахмада, который с недавних пор ведет яростные нападки на режим Мушаррафа и даже призывает к некоей "революции", могущей привести к власти религиозных политиков, "которым дороги идеалы пакистанского общества". Подобное развитие ситуации, предупреждает "Хиндустан таймс", может привести к непредсказуемым последствиям как для самого Пакистана, так и для стран, его окружающих.
То, как это может произойти, делийская печать широко комментировала в связи с арестом некоего Надима Хуссейна, бывшего пакистанского уголовника, выпущенного властями только для того, чтобы он стал боевиком-моджахедом. Во время его допросов выяснилось, что в Пакистане существует практика, когда из тюрем выпускают ряд матерых уголовников, проводят через военное обучение и превращают в боевиков, которых засылают в горячие точки в зависимости от надобности. Например, Надиму было обещано 2,5 млн. рупий за двухлетний контракт наемника на территории Индии, в Кашмире, премия от 5000 до 50 000 рупий за каждого убитого индийского офицера или солдата, 500 000 рупий компенсации семье в случае гибели "в ходе боевой операции", полная амнистия и свобода после выполнения контракта и гибель всей семьи в случае его невыполнения. Вот такие "борцы за правое дело" после недельного обучения в местечке Котли в удерживаемой Пакистаном части Кашмира и засылаются с диверсионными целями собственно на территорию Индии, а также в другие страны, "куда требуется", чтобы "защитить идеалы ислама". Недаром зарегистрированы случаи появления пакистанских наемников и на территории России, например, в Чечне.
Дели