-ГОСПОДИН Свиланович! В чем вы видите принципиальные отличия новой внешней политики СРЮ от той, что проводилась при прежнем руководстве?
- Новое федеральное правительство СРЮ ясно обозначило свое стремление к тому, чтобы Югославия стала членом Европейского союза. Такое стремление определяет целый ряд шагов, которые предстоит проделать нашей дипломатии. Некоторые из этих шагов мы уже предприняли.
Прежде всего в качестве приоритетных задач мы определили реинтеграцию СРЮ в международное сообщество, международные институты и организации. Затем - восстановление ранее разорванных дипломатических отношений со странами НАТО, а также установление полномасштабных дипотношений с нашими соседями и с государствами, возникшими на территории бывшей Югославии.
Что касается великих держав, наш выбор заключается в установлении близкого сотрудничества с Европой, полномасштабном сотрудничестве с США и Россией, а также в расширении сотрудничества с азиатскими и африканскими государствами.
- Помнится, президент Воислав Коштуница сразу после смены власти в Белграде, выступая на митинге, сказал: "Нам больше не нужны ни Россия, ни Америка!" Можно ли считать эту фразу определением нового курса СРЮ в мировой политике? Если нет, то что же имеется в виду?
- Речь президента СРЮ Воислава Коштуницы надо понимать именно так, как вы ее и определили, - это речь, в которой он ясно дал понять гражданам, что необходимо снова обрести уверенность в себе, быть готовыми ответить на вызовы, которые несет с собой мирный курс и открытость страны внешнему миру. Первая задача в этом смысле - восстановление уверенности в себе, вторая - установление взаимного уважения между нами и ведущими мировыми державами. Со времени произнесения этой речи и до сих пор мы многое сделали, чтобы добиться именно этого.
- Какое же все-таки место будет занимать Россия во внешней политике Югославии?
- Россия уже занимает видное место, что и было подтверждено в ходе визита президента СРЮ в РФ. Помимо добрых политических, как вам наверняка известно, мы поддерживаем и интенсивные экономические отношения. Партнерство и сотрудничество будут продолжены, тем более что, на наш взгляд, заинтересованность в укреплении сотрудничества СРЮ с Европейским союзом, а также в конце концов вступление Югославии в ЕС поддерживают все наши соседи, все страны региона и, надеюсь, Россия тоже.
- А не случится ли так, что Югославия вернется к практике игры на противоречиях между Москвой и Вашингтоном, как это было во времена Тито?
- Тито умер 20 лет назад. За это время пала Берлинская стена, распалась бывшая Югославия, распался Советский Союз. Как же, по вашему мнению, было бы возможно строить новую политику на прежней идеологии при том, что условия изменились кардинально?
Нет, мир изменился настолько, что больше невозможно применять прежние рецепты для новых отношений. Мы нашли базу для новых отношений с миром в новообретенном самоуважении и уверенности в собственных силах, а также в огромном доверии по отношению к нашим соседям и всему Балканскому региону. Наши отношения обременены всеми теми конфликтами, которые имели место на протяжении последних десяти лет, последних пяти-шести десятилетий, а также тем, что происходило в минувшие века на Балканах.
Однако новое доверие по отношению ко всем нашим балканским друзьям зиждется на факте, что на данный момент все правительства региона являются демократически избранными и провозглашают одну и ту же европейскую идею. Европейская же идея не имеет будущего без регионального сотрудничества. И поэтому мы открыты ко всем нашим соседям по региону, поэтому вместе с ними мы постараемся перебороть унаследованные от прошлого ненависть, страх и взаимное недоверие.
- Меняется ли сейчас кадровый состав дипломатического ведомства? Были ли отставки в вашем министерстве в связи со сменой руководства? Планируется ли внутриведомственная реформа?
- Отставок, к сожалению, не было, хотя, на мой взгляд, они должны были последовать, учитывая столь крупные изменения в политике страны. При создавшихся обстоятельствах мы вынуждены были принять решение об отзыве большого числа послов, и эта практика будет продолжена в будущем. Изменение политики страны - именно потому что оно коренное - должно отразиться и на дипломатии.
- Кстати, будет ли внесена окончательная ясность в судьбу посла в России Борислава Милошевича, брата бывшего президента?
- Я надеюсь, что еще перед тем, как вы опубликуете это интервью, федеральное правительство по моему предложению примет решение об отзыве господина Милошевича (Борислава. - Д.Г.) вкупе с целой группой послов.
Изменения, конечно, произойдут и внутри Министерства иностранных дел. Это именно то, чем я буду заниматься на протяжении следующих нескольких недель - реорганизацией МИДа и изменением кадрового состава дипломатов за границей. Для этого требуется время, до сих пор у меня его не было, прежде всего потому, что я был занят более важными делами: реинтеграцией страны в международное сообщество и восстановлением дипотношений с теми странами, с которыми они были разорваны.
- Много говорилось о том, что бывший президент Слободан Милошевич увел за границу немало бюджетных средств. Каковы реальные масштабы этого? Идет ли работа по их поиску и возврату в страну?
- Я не располагаю оценкой вывезенных из страны средств, однако публично назывались огромные цифры, миллиарды долларов. Часть счетов, как я надеюсь, заморожена. После выборов 23 декабря государственные органы должны постараться вернуть часть этих средств в страну. Президент Центробанка Югославии уже предпринял ряд шагов в этом направлении.
- Остается ли принципиальной позиция югославского руководства относительно того, чтобы не выдавать Международному трибуналу по бывшей Югославии в Гааге Слободана Милошевича?
- Первый шаг в контексте сотрудничества с Гаагским трибуналом - это открытие бюро трибунала в Белграде и создание условий для того, чтобы его следователи возобновили работу по расследованию военных преступлений. Затем необходимо создать Комиссию справедливости в составе самых авторитетных личностей - политиков, юристов, представителей неправительственных организаций, общественных деятелей. Они должны будут собрать как можно больше доказательств о преступлениях, совершенных как во имя так называемых сербских интересов, так и против сербов. Все эти данные необходимо предъявить общественности. Только так сознание необходимости судебного преследования за совершенные преступления возобладает над предрассудками. На мой взгляд, судебные разбирательства, по крайней мере в отношении ответственных лиц, должны проводиться на территории СРЮ при полном сотрудничестве с трибуналом.
- Обстановка в Косово продолжает оставаться напряженной, албанские экстремисты совершают вылазки и за пределами края. Не опасаетесь ли вы осложнений в отношениях с НАТО и КФОР в связи с последними событиями в Прешево, когда югославские силы даже вынуждены были войти в зону безопасности на административной границе Косово для пресечения вылазок албанских экстремистов?
- Наши отношения с НАТО и КФОР отнюдь не усложнились. Наоборот, они развиваются по восходящей. Ухудшилась, однако, ситуация в Косово. Причиной этого стала серия террористических актов против нашего персонала, сотрудничающего с Миссией ООН в Косово. В результате этих акций один наш служащий убит, другие получили ранения. Ухудшилась ситуация и в зоне безопасности, куда вторглись несколько сот вооруженных албанцев. При этом погибли трое сотрудников МВД, поддерживающих порядок в этой зоне с помощью легкого вооружения, как это и предусмотрено резолюцией СБ ООН # 1244 и Военно-техническим соглашением (между НАТО и армией СРЮ. - Д.Г.).
Все это весьма тревожит меня прежде всего в связи с опасностью, которой подвергаются гражданские лица в селах этого региона, а также сотрудники МВД. Тем не менее до настоящего времени наши силы безопасности последовательно выполняли свои обязанности и не входили в зону безопасности. Я надеюсь, что КФОР исполнит все свои обязанности по вопросу о разоружении экстремистов и со своей стороны полностью перекроет входы в зону безопасности для вооруженных лиц.
- Существуют опасения, что новым очагом напряженности может стать Черногория. Как в Белграде относятся к постоянным заявлениям президента Черногории Мило Джукановича о подготовке к выходу этой республики из состава Югославской федерации?
- Позиция федерального правительства ясна. Имеется готовность к сотрудничеству двух республик и договоренность о будущих отношениях. Важно обеспечить соблюдение конституций двух федеральных единиц и федерации, осуществить соответствующие процедуры и предоставить возможность гражданам Сербии и Черногории принять на референдуме решение о собственном будущем и будущих отношениях. Федеральное правительство во всех своих решениях в полной мере соблюдало интересы как Сербии, так и Черногории. Так должно оставаться и в будущем.
Совместное государство сохранится до тех пор, пока этого хотят граждане, которые в нем живут. Политические элиты не вправе подменять волю граждан своим мнением, они обязаны соблюдать ее. По моему личному мнению, распад СРЮ привел бы к новому "землетрясению" в регионе и не послужил бы интересам ни одного из наших соседей, не говоря уже о международном сообществе.
Наоборот, думаю, что еще сегодня стоило бы приступить к процессу интегрирования в новые европейские рамки.
Белград-Москва