Через два дня после парламентских выборов в Сербии Белград продолжил демонтаж аппарата бывшего президента страны Слободана Милошевича. На этот раз дело дошло до главного форпоста прежней власти - армейской верхушки. Вчера в Белграде состоялось заседание Верховного совета обороны страны, на котором было принято решение о замене трех генералов югославской армии, назначенных Милошевичем в Черногории. Столь щекотливый и важный для новой власти вопрос не мог быть решен без участия второй составляющей федерации - Черногории, президент которой Мило Джуканович входит в Совет. Только после выборов в Сербии, правительство которой будет сформировано в начале января, Джуканович решил нанести визит в федеральную столицу и наконец поговорить с президентом СРЮ Воиславом Коштуницей о судьбах Федерации.
Судьбы эти с приходом к власти демократической коалиции стали вырисовываться более четко, так как давнее стремление черногорского лидера к отделению получило все возможности для реализации. Джуканович твердо намерен отделяться, для чего летом следующего года в республике, население которой почти в 20 раз меньше, чем сербское, будет организован референдум. Воислав Коштуница, стоящий на том, что любые территориальные изменения в стране могут осуществляться только в соответствии с Конституцией Югославии, сразу после прихода к власти заявил, что не будет препятствовать волеизъявлению черногорцев. Конституцией не только Черногории, но и Югославии в целом такие изменения предусмотрены, однако решение о выходе одной из республик из Федерации принимается в федеральном парламенте. Для решения об изменении государственного статуса республики необходимы голоса двух третей депутатов парламента. Коштуница пытался настоять на том, что никакие переговоры о судьбе СРЮ не могут проводиться без участия союзных властей. Однако черногорский президент лишь допустил "возможность участия президента Коштуницы в дискуссиях" о будущем статусе Черногории, которые, по словам Джукановича, начнутся, как только будет сформировано сербское правительство, то есть уже в середине января. По его мнению, решение о распаде Федерации должно приниматься правительствами двух республик. А распад этот представляется ему окончательным и бесповоротным - с последующим участием двух независимых республик в международных организациях и возможным подписанием договора о союзе независимых государств.
По всей видимости, стороны не добились согласия относительно будущего устройства одного из крупнейших балканских государств. Президенты не пришли к единому мнению по поводу роли федерального правительства в принятии решения об отделении Черногории. Однако, как сказал один из лидеров правящей Демократической оппозиции Сербии, еще не сменившей название на более подходящее статусу правящей коалиции, Зарко Корач, вопрос о будущем Федерации слишком "чувствителен", чтобы выносить результаты обсуждения на суд общественности. Поэтому никакого пресс-релиза после первого за два года визита черногорского лидера в Белград не последовало. По словам Джукановича, сообщившего об этом в Подгорице газете "Вести", встреча носила неформальный характер и поэтому не требовала никаких официальных заявлений. После встречи с Джукановичем Коштуница, однако, провел заседание в штаб-квартире ДОС. На вопрос о том, какое решение было достигнуто, один из участников заседания, Зарко Корач, ответил: "Мы не собираемся создавать независимое королевство Сербии". При этом, судя по всему, Коштуница продолжает верить в силу международного сообщества.