СЛОВАКИЯ начинает новый год без министра обороны. Павел Канис, который бодро вел своих подчиненных к членству в НАТО, вынужден теперь бесславно покинуть сей ответственный пост. Но "огонь под сковородкой", на которой шеф военного ведомства под издевательские комментарии прессы и сограждан неуклюже вертелся весь последний месяц, разжег он сам.
Канис начал строить дом в Братиславе. Когда тот обрел достаточно внятные контуры, будущим жилищем министра заинтересовались словацкие СМИ. Призвав в помощь риэлтеров и строителей, журналисты оценили расположенный в самом престижном районе столицы домик Каниса примерно в 200-300 тысяч долларов - суммы, вызывающей для маленькой и небогатой Словакии. Отсюда и вопрос к Канису: откуда взялись такие богатства при скромной министерской зарплате размером чуть меньше одной тысячи долларов?
Необходимой для любого политика изворотливости Канису явно недостает. Поначалу министр стандартно отрапортовал прессе, что для постройки дома он якобы взял соответствующий кредит в банке. Когда посыпались новые вопросы - "В каком банке?", "Когда?", "На каких условиях?" - Канис уже явно в замешательстве признался, что деньги ему ссудил не банк, а знакомый предприниматель. Имя последнего он на всякий случай сообщить отказался. А когда вкупе с журналистами на военного министра наехали и некоторые влиятельные политики, он выдал уж совсем неожиданное признание. Оказывается, Канис все последние годы активно играл в спортлото, где проявлял такие чудеса проницательности, что собирал ежегодно урожай выигрышей объемом в 8-10 тысяч долларов.
После этого заявления словакам не оставалось ничего иного, как поднять незадачливого министра на смех и призвать его к отставке. Многие в стране посчитали, что политику, соскользнувшему в своих оправданиях на уровень мошенников и мафиозных боссов, делать в правительстве нечего.
Подобное мнение премьеру Словакии Миаулашу Дзуринде пришлось выслушать не только от соотечественников, но и в отдаленном Брюсселе. После недавнего визита в столицу НАТО и ЕС Дзуринда вернулся с намерением - и с пожеланием прежде всего натовских чиновников - поскорее разрешить "проблему Каниса". Министр, человеческое достоинство которого всенародно было подвергнуто сомнению, вряд ли мог и далее руководить ведомством, играющим главную роль в подготовке республики к предполагаемому в 2002 году вступлению в состав Североатлантического альянса.
Когда Канис оказался под всесторонним критическим прицелом, наконец-то осмелились открыть рот и некоторые из его подчиненных. В частности, госсекретарь Минобороны Йозеф Пичварчи подверг сомнению персональную политику до той поры начищенного до победоносного блеска ведомства, заявив, что лучшие места в нем по-прежнему занимают бывшие коммунистические политруки, а недавние выпускники престижных западных военных академий ютятся на третьестепенных постах. Свое весомое слово, явно не в пользу проштрафившегося министра, сказал и советник правительства Словакии по вопросам стратегии вступления республики в НАТО американец Пэйдж Рефф.
В конце концов решение дальнейшей судьбы "грозы недругов Словакии и лотерейных фирм", как издевательски прозвали Павла Каниса скорые на острое словцо земляки, было отдано на откуп Партии демократических левых сил, которая два года назад делегировала Каниса в состав кабинета. Дебаты ее руководителей были бурными, Канис с них дважды сбегал, но в конце концов завершил заседание просьбой о своей отставке, увидев, что дело явно клонится к насильному выдворению его персоны из правительства. К тому же в последнее время всплыли на поверхность некоторые иные моменты из жизни военного министерства, в частности связанные с поставками в Словакию в 90-е годы российской военной техники.
Но не только вышеназванные обстоятельства привели к падению весьма влиятельного политика, каким до последней поры был Павел Канис, занимавший еще в первой половине завершающегося десятилетия посты руководителя федеральной партии левых сил и опять-таки министра обороны Словакии. В Братиславе поговаривают, что в его устранении были заинтересованы некие влиятельные коллеги, положившие глаз на предстоящие "преднатовские", многомиллиардные заказы вооруженных сил, а также возжелавшие поучаствовать в приватизации становящихся в новых условиях ненужными армии десятков многогектарных объектов в разных частях страны, стоимость которых также тянет на суммы со многими нулями. Видимо, Канис мешал этим бизнесменам прибрать к рукам эти лакомые кусочки национальной территории, играя за иную политическую команду. Вот его и подставили со злополучной виллой, по соседству с которой строятся не менее представительные сооружения иных словацких политиков.
Прага