С одной стороны, в дверях Белого дома видна статная фигура Билла Клинтона-"хозяина", который, даже покидая вершину пирамиды власти, продолжает вызывать горячие споры о соотношении положительного и отрицательного в наследии 42-го президента: стабильность экономического развития, фактическая ликвидация безработицы, расширение прав нацменьшинств перевешивают скандал с Моникой Левински и последовавшие за ним нарушения профессиональной этики президентом-юристом. Обсуждают и перспективы политического будущего Билла Клинтона, при этом в качестве единственно достойного называют пост генерального секретаря ООН.
С другой стороны, на пороге Белого дома - более чем скромная, ничем не примечательная фигура недавнего губернатора Техаса. Будучи сыном 41-го президента, он, конечно, прекрасно знаком с расположением комнат в здании самой знаменитой правительственной резиденции, с ее прошлым. Но сегодня речь идет о будущем, и обернется ли оно для 43-го президента минимальным сроком в четыре года или же в восемь лет, ему не избежать начального периода "расчистки" не только клинтоновского наследия.
ТЯЖЕЛЫЕ ЗАВАЛЫ
Как свидетельствует история США, на долю наследующего "успешному" президенту неизменно достается разгребать тяжелые завалы. Сегодня самым серьезным из них, несомненно, является раскол нации, ставший результатом не одних лишь последних выборов, но в значительной степени и всего восьмилетнего правления администрации Клинтона. Кульминацией раскола явился процесс импичмента, связанный с делом Моники Левински, так что последние полтора месяца ожесточенного противостояния по проблеме пересчета бюллетеней во Флориде - его логическое завершение. Первостепенная задача нового президента - объединение нации, без решения которой все направления его программы обречены на провал. Многое говорит за то, что решение этой задачи может оказаться под силу именно "незаметному" и "нечеткому" (не спешащему ставить точки над "i") Джорджу Бушу, умение которого "сколотить команду", будь то бейсбол или же законодательное собрание штата Техас, неизменно объяснялось готовностью идти на компромисс.
БУШ ДОЛЖЕН СТАТЬ ОБЪЕДИНИТЕЛЕМ
Идеалом политического руководителя нового президента-республиканца является основатель Демократической партии, третий президент США Томас Джэфферсон (1801-1809), сам республиканец-демократ. Поражает ряд совпадений в карьере 3-го и 43-го президентов США: оба были губернаторами, оба получили пост президента в борьбе с равным противником и поэтому - благодаря вмешательству властных структур (в случае Джефферсона - палаты представителей Конгресса) - среди приоритетных интересов обоих - проблемы образования и стремление препятствовать вмешательству США во внешние конфликты. Ориентация на объединение, а не разъединение у Джэфферсона, "духовного лидера оппозиции федерализму", проявилась в подчеркивании значения Конституции и сильного центрального правительства. Именно Джэфферсона процитировал Джордж Буш в своем первом публичном выступлении в палате представителей законодательного собрания Техаса после известия о своей окончательной победе: "Отстаивать принципы, сохранять благоразумие и прежде всего служить на благо делу свободы и согласия".
Инаугурация 43-го президента состоится 20 января, однако уже сегодня можно сказать, что именно объединению служат первые конкретные шаги формирующейся администрации Буша, ни одно из кадровых назначений которой пока не вызвало возражений у основного противника - Демократической партии, по крайней мере у ее руководства. Это, во-первых, чрезвычайно важно для легитимизации президента, победу которого 40% опрошенных Институтом Гэллапа сочли "незаконной" (против 51% удовлетворенных результатом выборов). Во-вторых, без одобрения состава кабинета демократической половиной конгресса сегодня немыслимо какое бы то ни было сотрудничество между исполнительной и законодательной ветвями власти. Уже при администрации Клинтона подобный баланс сил в значительной степени парализовал процесс законотворчества. Этим объясняется и проникающее в сознание американских конгрессменов - как демократов, так и республиканцев - убеждение, что сотрудничество, достижение консенсуса на базе компромиссов - это уже не просто некое иллюзорное стремление, а горькая и при этом срочная необходимость.
ЧТО ДЕЛАТЬ С НЕПОЛИТИЧЕСКИМ РАСКОЛОМ?
Проблема преодоления раскола нации не была бы столь сложной, если бы дело ограничивалось одним межпартийным противостоянием. Последние выборы убедительно продемонстрировали размежевание по линии межрасовых, межнациональных, межкультурных, в том числе межрелигиозных, противоречий. В своей основе имеющая давнюю историю, эта проблема за последние годы приобрела особенно острый характер в результате огромного наплыва иммигрантов преимущественно из стран третьего мира. С учетом полного провала на президентских выборах кандидата Партии реформ Пэта Бьюкенена, сторонника сдерживания темпов иммиграционного притока, новой администрации необходимо быть готовой к дальнейшему росту населения за счет иммиграции.
При этом, разрабатывая конкретные социально-экономические программы, новому кабинету необходимо будет даже в большей степени, чем это делала администрация Клинтона, учитывать интересы "новых" граждан. И в этом направлении первые шаги формирующейся администрации Джорджа Буша обнадеживают: высокие посты, предоставленные в новом кабинете афроамериканцам Колину Пауэллу, Кондолизе Райс, латиносам Альберто Гонзалесу и Мэлу Мартинесу, следуя логике тех же оппонентов Буша - кандидатов-демократов Альберта Гора и Джозефа Либермана, должны послужить открытию новых возможностей для всей массы небелого населения Соединенных Штатов.
Важно, что в подборе "небелых" кадров Джордж Буш смог остановиться на профессионалах высокого класса, тем самым предотвратив выстрел оппонентов, загодя готовящих в его адрес обвинение в подборе "пешек" из числа национальных меньшинств в целях склонить на свою сторону испаноговорящий и афроамериканский секторы электората.
Большое значение американцы придают факту приглашения в новый кабинет женщин, которые, как это ни парадоксально звучит с учетом далеко зашедшего в США процесса феминизации, неизменно оказываются включенными в перечень всякого рода меньшинств, ущемляемых в своих гражданских правах. На сегодня среди кандидаток на важнейшие посты - Энн Венеман, возглавлявшая управление продовольствием и сельским хозяйством Калифорнии, в прошлом занимавшая пост замминистра сельского хозяйства в кабинете Буша-отца; губернатор штата Нью-Джерси Кристин Тодд Уитмэн, которую прочат в руководители Агентства защиты окружающей среды. Таким образом, с учетом уже состоявшегося назначения на пост советника по вопросам безопасности Кондолизы Райс в новом руководстве будет не менее трех женщин.
* * *
Сможет ли Джордж Буш стать хорошим президентом, президентом для всех американцев? Социологические исследования дают в целом положительный ответ на этот вопрос, мнения же представителей СМИ и академических кругов неоднозначны. Тем временем первые шаги новой администрации свидетельствуют о неслучайности выбора Бушем в его бытность студентом лекционного курса на тему "Великие решения великих политических деятелей". В любом случае со стороны тех, кого прочили в серьезные противники Буша из рядов его собственной партии, уже послышались голоса: "Пожалуй, избранный президент Буш будет пользоваться не меньшей популярностью, чем Рональд Рейган".
На обложке специального выпуска журнала "Тайм" под заголовком "Человек года" - портрет "избранного президента" Джорджа Буша. Право красоваться на лицевой стороне представительного издания Джордж Буш получил в качестве признания самого факта исхода выборов в его пользу и одновременно своего рода задатка. 2000 год, так же как и "кампания-2000", уходит в прошлое. В США задаются вопросом, сможет ли 43-й президент заработать право называться "Человеком года" в предстоящий ему сложный период достижения реальных результатов. Чтобы не было сомнения в том, что результаты действительно отвечают тому, что было обещано в ходе предвыборной кампании, американцев, как здесь принято, отсылают к материалам Интернета, базе данных, которая, выступая в роли вещественного доказательства, не позволяет здешним политикам расслабляться, забывать, кому они обязаны своим высоким положением, чьим интересам призваны служить, перед кем в конечном счете им придется держать ответ.
Сан-Франциско