В ЭТИ дни то и дело слышно о чрезвычайно стремительном развертывании событий в рамках формирования новой администрации США. Аналитики вспоминают, что Биллу Клинтону потребовалось никак не менее двух лет, чтобы наконец-то утрясти свой кабинет. Джордж Буш торопится - в этом нет никакого сомнения. Возможно, он спешит потому, что не знает, будут ли в его распоряжении те самые восемь лет двойного президентского срока. И время, и команда, которую он с таким усердием начал сколачивать еще в ожидании окончательного результата подсчета и всех последующих пересчетов флоридских бюллетеней, необходимы ему для реализации конкретных проектов программы 43-го президентства.
К стратегии этой программы относятся намеченные Бушем в сотрудничестве с ближайшими соратниками - будущими вице-президентом Ричардом Чейни, госсекретарем Колином Пауэллом, советником по национальной безопасности Кондолизой Райс и другими - конкретные проекты, касающиеся развития внутри- и внешнеполитических направлений политики США в XXI веке.
Первые определяются в соответствии с условиями, которые диктует "новая экономика", вторые - с условиями набирающих темпы процессов глобализации. И по одному и по другому направлениям наследие, полученное Бушем от администрации Клинтона, представляет серьезные проблемы.
Сейчас в отличие от периода избирательной кампании Джордж Буш и его команда всячески избегают обвинений в адрес 42-й администрации. Говоря о явно наметившемся снижении темпов экономического развития, причины которого носят как объективный (длительный перенакал экономической активности), так и субъективный характер (политика Федерального резервного фонда по повышению учетной ставки, внешнеэкономическая политика администрации Клинтона в сфере энергоресурсов), Джордж Буш и Дик Чейни делают упор на необходимости реалистичных подходов, диктующих конкретные шаги в направлении решения возникшей проблемы. К таковым новая администрация относит обеспечение дополнительных финансовых средств для оживления деловой активности, чему будут служить в числе прочего огромные сбережения граждан по линии пенсионного фонда, значительную часть которых в соответствии с программой Буша американцы смогут при желании направлять на рынок ценных бумаг. Важным направлением станет, видимо, уменьшение чрезмерно высокой зависимости США от внешних энергоносителей, о чем заявил Джордж Буш, призвавший к разработке собственных газовых месторождений и к мерам, направленным на возрождение угольной промышленности при условии обеспечения экологически чистых видов получаемого на ее основе топлива. Обеспечению разумно высоких темпов экономического роста должна послужить и реформа в сфере налогообложения, предусматривающая значительное сокращение налогов, в том числе и в целях увеличения притока денежной массы в сферу обращения, деловой активности.
Однако, по мнению американских аналитиков, новой администрации придется начинать все же с менее спорных проектов - скорее всего с реформы в сфере образования, в отношении которой при всех имеющихся расхождениях республиканцам будет, видимо, легче договориться с демократами. "Новая экономика" требует огромного количества интеллектуальных кадров, в то время как во многих штатах речь идет о необходимости своего рода "культурной революции", направленной на ликвидацию безграмотности значительной части подрастающего поколения, в буквальном смысле не умеющего читать.
И во внешнеполитическом направлении наследие, полученное Джорджем Бушем от администрации Клинтона, представляет немало сложных проблем. Достаточно назвать ситуацию на Балканах и очевидно плачевный результат восьмилетних усилий, которые демократический кабинет с его либеральными устремлениями направлял на осуществление реформ в России. В связи с этим обратило на себя внимание заявление, сделанное Колином Пауэллом по случаю назначения его государственным секретарем в администрации Джорджа Буша. Выступая 16 декабря в Крофорде (штат Техас), Пауэлл заявил, что в перспективе следует, возможно, решить проблему затянувшегося присутствия американских военных контингентов на Балканах путем передачи их миссии полицейским соединениям. Далее будущий госсекретарь заверил, что политика США в отношении России, так же как и в отношении Китая, будет основываться на взгляде на эти государства не как на соперников и потенциальных противников, а как на страны, которые ищут собственные пути развития. Как тут не вспомнить меткое замечание одного из американских политологов, по словам которого, парадокс заключается в том, что противящиеся росту военной мощи США демократы готовы по любому поводу использовать эту самую мощь для "наведения порядка" в мире, в то время как ратующие за укрепление вооруженных сил республиканцы предпочитают держать армию в границах собственного государства!
Сан-Франциско
Светлана Червонная
Некоторые американские обозреватели уже отмечают, что мандат доверия во внешней политике, полученный Джорджем Бушем из рук Колина Пауэлла, может обернуться для 43-го президента своего рода "уловкой-22". По словам обозревателя "Нью-Йорк таймс" Томаса Фридмена, "у Пауэлла есть три достоинства, которых нет у господина Буша: он герой войны, обладает широтой мировоззрения и обожаем черными американцами". При таком раскладе Буш будет начисто лишен возможности уволить своего государственного секретаря. И еще большим ужастиком для президента будет дамоклов меч ухода Пауэлла в отставку из-за несогласия с ним.
За личностной дилеммой проглядывает дилемма более существенного свойства. За первыми кадровыми назначениями Буша - сознательное или подсознательное стремление "отменить" восемь лет администрации Клинтона и продолжить прерванный поражением 1992 года полет. Действительно, можно гипотетически "отменить" Билла Клинтона, но нельзя отменить поистине тектонические сдвиги, произошедшие в мире за годы после ухода администрации Буша-старшего в политическое небытие. На месте привычной системы координат холодной войны с ее явными угрозами и четко расставленными приоритетами сегодня - глобализированный мир с присущей современным информационным технологиям нечеткой логикой многочисленных игроков. На смену Берлинской стене как символу разъединенного мира эпохи холодной войны пришла всемирная паутина Интернета - виртуальный интегратор с его не ведающими границ и неподвластными земным владыкам мгновенными трансфертами и переливами информации, товаров, капитала.
В этой новой системе координат государства пока никто не отменял, да к тому же их стало гораздо больше. Работа "балансировщиков" сегодня во власти "нечеткой логики" и в силу диверсификации "актеров" на политической сцене. На смену привычному, национальному, контексту "супердержав" пришел вне- и наднациональный контекст глобальных финансовых суперрынков, суперорганизаций и суперструктур. Сможет ли формальная логика реальной политики противостоять нечеткой логики этого прекрасно пугающего нового мира?
"Мы знаем, что команда Буша со всей серьезностью подойдет к тому, что команда Клинтона не воспринимала столь серьезно, - то есть к вопросу о военном вмешательстве, - утверждает эксперт по внешней политике Университета Джона Хопкинса Майкл Манделбаум. - Но нам неведомо, каким образом команда Буша будет справляться с тем, к чему со всей серьезностью относилась команда Клинтона - то есть к финансовому и дипломатическому вмешательству в целях стабилизации рынков при возникновении угрозы мировой экономике". Есть ли в продукте ушедшей эпохи Буша-старшего - доктрине генерала Пауэлла - какие-либо указания на счет рыночного вмешательства в кризисной ситуации, которое может в весьма ближайшем будущем потребоваться от Буша-младшего? Сегодня этот далеко не риторический вопрос уже ставят серьезные американские аналитики. Завтра его может поставить сама жизнь.