В первый день нового тысячелетия на вахту председательства в Европейском союзе заступает Швеция. Как для самой страны, так и для партнеров это будет своего рода тестом, испытанием на прочность существующей системы поочередного управления союзом 15 государств. Во-первых, Швеция, сравнительно недавно вступившая в эту организацию, впервые будет выполнять столь ответственную миссию и, как всякий дебютант, привлекает повышенное внимание партнеров. Во-вторых, население Швеции в настоящее время весьма скептично настроено в отношении Европейского союза и особенно новой денежной единицы евро, о которой шведы и слышать не хотят. Неучастие в зоне евро, естественно, ослабляет позиции и авторитет страны в Европе в целом. Согласно последним опросам, примерно две трети граждан против того, чтобы их страна участвовала в "этой затее с коллективной Европой".
В таких вот непростых условиях шведскому правительству предстоит возглавлять Евросоюз. В Комиссию ЕС в Брюсселе и во все столицы остальных государств-партнеров уже направлена программа, которую выработал и расписал для себя по пунктам на полгода Стокгольм. Находящаяся с этой целью в Брюсселе министр иностранных дел Анна Линд любезно ознакомила корреспондента "НГ" с этой программой, выразив осторожную надежду, что она будет выполнена, но сказано это было отнюдь не с твердой уверенностью.
В программе, о которой идет речь, выделено три главных направления: расширение Европейского союза, занятость народонаселения и охрана окружающей среды. Надо сказать, что тема расширения за счет принятия новых членов как эстафета переходит к каждой председательствующей стране от предшественника. Руководство Швеции за отведенный ему срок, судя по взятым обязательствам, намерено максимально приблизить первую группу стран-кандидатов к порогу Евросоюза. Образно говоря, Швеция будет выступать как бы в качестве репетитора, с тем чтобы подготовить наиболее способных абитуриентов к предстоящим вступительным экзаменам по самым трудным дисциплинам - минимальный дефицит в бюджете, ликвидация внешней задолженности, усовершенствование социальной системы и т.д. Над проблемой расширения бьются все члены Евросоюза, взятые вместе, и каждая председательствующая страна, но конкретных сроков приема того или иного кандидата пока еще не названо.
Вторая по счету, но, пожалуй, первейшая по значению проблема - занятость граждан объединенной Европы, где число безработных стойко держится в районе 20 млн. человек. Этим вопросом занимается каждая страна из членов ЕС, но все усилия выглядят, как бег на месте. Во время недавнего председательства Португалии в ее столице главы государств и правительств торжественно постановили, что занятость населения в объединенной Европе должна быть полной. За год до этого в Люксембурге все те же руководители приняли обязательство регулярно отчитываться о проделанной работе по трудоустройству своих граждан, но на самом деле никто из них этого не делает, потому как сдвигов нет. В общем, все прекрасно понимают, что в обозримом будущем проблему занятости не решить, но в то же время понимают и то, что эту тему нельзя не включать в программу очередного председательства. Поэтому она, как дежурное блюдо, фигурирует в повестке задач каждой страны, возглавляющей на полгода Евросоюз. Поэтому и шведы пошли тем же путем, включив этот вопрос в график встречи в верхах, которая состоится в Стокгольме в марте будущего года.
В самой Швеции вопросам экологии уделяется много внимания. Для Европы же в целом это хронически больное место - загрязнение среды происходит пропорционально развитию промышленности, и все попытки что-то исправить и улучшить остаются тщетными. Это подтвердила закончившаяся на днях полным провалом международная конференция в Амстердаме, созванная для выработки мер по охране окружающей среды и природы в целом. Возможно, сами европейцы могли бы о чем-то договориться, но все их инициативы уперлись в отказ американцев идти на какие-либо уступки по ограничению производственного выброса углекислого газа и сокращения парникового эффекта. Политики оказались бессильными перед индустриальным миром, безжалостно отравляющим планету, и будущее здесь также мрачно, как задымленное миллионами труб небо. Этому способствует и последнее новшество - предприниматели получили право приобретать соответствующую лицензию, позволяющую за деньги загрязнять среду человеческого обитания. Так что изменить что-то в этой области Швеции едва ли удастся. В общем, тот комплекс задач, которые предстоит решить шведам, явно не по плечу не только им, но и всему европейскому сообществу в целом. Поэтому каких-то впечатляющих событий в период председательства этой страны в Европейском союзе ожидать не следует.
Брюссель