Шестнадцатого декабря министр иностранных дел России Игорь Иванов и госсекретарь США Мадлен Олбрайт подписали в Брюсселе Меморандум о понимании об уведомлениях о пусках ракет.
Это второй документ, воплощающий в конкретную форму Совместное заявление об обмене информацией о пусках ракет, которое президенты России и США подписали в Москве 2 сентября 1998 г. Готовя это заявление, руководители двух государств стремились прежде всего свести к минимуму угрозу ядерной войны, которая может возникнуть при ложном срабатывании российской или американской систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Другая задача - начать сотрудничество в сфере контроля за пусками ракет третьих стран. Следует отметить, что Россия и США находятся в уникальном положении - СПРН во всем мире есть только у наших стран.
Однако сотрудничеству в сфере контроля за пусками ракет и распространением ракетных технологий в Москве и Вашингтоне придают разные оттенки. Россия рассматривает эту деятельность как альтернативу созданию ПРО территории страны, а США хотели бы в первую очередь поставить под контроль ракетостроение южных и восточных соседей РФ.
Именно поэтому в первом документе, развивающем упомянутое Совместное заявление - Меморандуме о создании Центра обмена данными (подписан в июне в Москве), - стороны решили на первых этапах не обмениваться информацией о пусках ракет третьих стран.
В нынешнем Меморандуме эта проблема также обойдена стороной. Москва и Вашингтон зафиксировали согласие по важным, но по сути дела техническим аспектам. Пожалуй, наиболее интересным является то, что стороны решили предусмотреть техническую возможность создания на базе российско-американской международной многосторонней системы уведомлений о пусках ракет. Причем архитектура позволяет подключить к ней до двухсот участников. Таким образом, создается инфраструктура предложенной Россией Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.
Важным элементом новых договоренностей стало то, что ими создан режим уведомления о пусках ракет. Стороны обязались не позднее чем за сутки давать предварительную информацию. Также определено, через какое время после пуска необходимо представить соответствующие подтверждения.
Кроме того, Москва и Вашингтон договорились уведомлять друг друга о пусках не только межконтинентальных ракет, но и систем, имеющих дальность выше 500 км. В категорию подлежащих уведомлению попадут космические носители, аппараты, снимаемые с орбит, и геофизические ракеты.
Конкретные аспекты совместной деятельности Центра обмена данными (ЦОД) оговорены в четырех приложениях к подписанному 16 декабря Меморандуму. В них стороны согласовали термины и определения, которыми сотрудники ЦОД будут пользоваться в повседневной работе. Определены форматы сообщений о пусках ракет, которые будут предоставляться в Центр национальными СПРН РФ и США. В частности, предполагается сообщать о готовности к пуску, старте ракет, отмене пуска и типе запускаемого аппарата.
Разработаны и согласованы протоколы сопряжения технических и программных средств, которыми будут пользоваться стороны при обмене данными. Наконец, специалисты и дипломаты договорились о мерах информационной безопасности, которые позволят защитить создаваемую систему от несанкционированных действий, например, от компьютерного пиратства.
При всей важности технических аспектов проблемы российское руководство придает новым договоренностям вполне определенный политический смысл. Так, по заявлению Игоря Иванова, подписание меморандума является "залогом преемственности последовательной, без пауз работы России и США по укреплению стратегической стабильности и взаимного доверия". Таким образом, Москва строит позиции, на которых она будет обороняться от "противоракетного наступления", которое, по всей видимости, предпримет новая администрация США.