Посол Канады в России Родни Ирвин считает, что в отношениях между нашими странами нет раздражающих факторов.
Фото предоставлено посольством Канады в Москве
Путин начнет свою поездку в Канаду - страну, с которой Россия торгует, ведет переговоры и консультируется по целому ряду двусторонних и международных вопросов, - в ближайшее воскресенье. С 1991 года канадско-российские политические и экономические отношения уверенно расширялись. Нельзя не отметить растущего интереса канадцев и россиян друг к другу, их стремления узнать друг о друге больше и строить больше двусторонних контактов.
Наши отношения слишком часто и слишком узко определяются сходством огромных территорий, довольно суровых климатических условий, общими северными связями и общей любовью к хоккею. Эти непреходящие факторы, конечно же, позволяют нам быть естественными партнерами во многих отраслях, но они не учитывают всего многообразия канадско-российских связей, гораздо более комплексных и динамичных.
Каждый год мы проводим консультации на высоком уровне по вопросам торговли, инвестиций и глобальной стратегической стабильности. Мы вместе играем сильную, заметную роль на международной арене - будь то "большая восьмерка", ООН, ОБСЕ, АТЭС или Постоянный совместный совет Россия-НАТО. Наши военные плечом к плечу стоят в Боснии. У нас схожий политический пейзаж: мы самые крупные федерации мира, и за многие годы мы развили объемный диалог по вопросам федерализма.
Канада оказывает техническую помощь России по целому ряду проектов, включая поддержку вступления России в ВТО, Гражданского кодекса и судебной реформы, реформы здравоохранения в сельских районах Восточной Сибири, обучения менеджеров нефтяной и газовой промышленности, организации мониторинга окружающей среды в российских районах Арктики. Многие россияне являются собственниками "канадских домов" - маленький факт, демонстрирующий, насколько мы близки на самом деле.
Мы рассматриваем предстоящий канадско-российский саммит как важный этап в истории наших двусторонних отношений. Канада приветствует более тесное сотрудничество с президентом Путиным и ключевыми фигурами, определяющими политику в российском правительстве. Мы аплодируем повестке реформ президента, но мы также и сознаем, что впереди предстоят нелегкие решения - по изменению структуры правительства, военной реформе, управлению государственным долгом, ситуации в Чечне.
Результаты этих реформ определят в большей степени, насколько далеко мы можем пойти в интенсификации наших многообразных активных двусторонних контактов. Мы видим три сферы потенциального роста: торговля и инвестиции, возросшее северное и арктическое сотрудничество и возобновленный диалог по федерализму.
Во время визита президента Путина канадские деловые круги ожидают услышать от него о его стратегии открытия российских рынков для больших иностранных инвестиций; они также готовы поделиться с президентом своими мыслями о возможностях расширения российской торговли в Канаде. Признаемся, торговая и инвестиционная активность между Канадой и Россией остается ниже потенциально возможной. Тогда как валовой товарооборот сократился за последние десять лет, наши коммерческие контакты стали более многообразными. В советскую эпоху канадский экспорт в Россию состоял почти исключительно из зерна, а сейчас мы активно работаем в жилищном строительстве, горнодобывающей промышленности, нефтяном и газовом секторах, коммуникациях и высоких технологиях. В прошлом канадско-российская межправительственная экономическая комиссия имела сопредседателем заместителя председателя правительства России. Сейчас заместитель председателя правительства Виктор Христенко отвечает за весь портфолио. Эта замена эмблематична для расширившихся и более диверсифицированных торговых связей.
Последнее пленарное заседание канадско-российской межправительственной экономической комиссии, которое проходило в июне 2000 года, дало ощутимый импульс на будущее. Сопредседатель с канадской стороны, министр международной торговли Пьер Петигрю привез в Россию представительную делегацию канадских деловых людей. За время работы комиссии было подписано контрактов на общую сумму более 800 миллионов канадских долларов. Канадские прямые инвестиции в Россию, объем которых достигает 1,25 миллиарда долларов, несут огромный потенциал занятости населения и развития промышленности в обеих странах.
Однако остается еще много препятствий для наращивания торговли и инвестиций между нашими странами: недостаточность торгового финансирования, неопределенность прав собственника, ограниченная покупательная способность российского населения, технические барьеры на пути торговли и ненадежное правообеспечение контрактов. Канадские бизнесмены заинтересованы в гарантиях улучшения бизнес-климата до того, как широкомасштабное сотрудничество с Россией станет возможным в таких секторах, как природные ресурсы, жилищное строительство, развитие инфраструктуры, сельскохозяйственный бизнес и высокие технологии.
Строительство северного партнерства
Наша северная повестка включает совместные инициативы по мониторингу окружающей среды, самоуправлению, транспорту, занятости коренных народов, использованию электроэнергии, сотрудничеству в нефтяном и газовом секторах. Мы стараемся активнее использовать северные морские пути между Мурманском и канадским портом Черчилль. Мы являемся пионерами в изучении возможностей коммерческого использования полярных воздушных путей. В июне 1998 года губернатор Александр Лебедь и другие официальные лица были на борту самолета, совершавшего демонстрационный полет по маршруту Красноярск-Торонто. Несколько месяцев назад частная компания "НАВ Канада", оперирующая воздушной навигационной системой Канады, совместно с российскими федеральными авиационными властями подготовила технико-экономические обоснования использования полярных воздушных путей. Экономический потенциал очевиден. В качестве двух главных опекунов Севера Канада и Россия могут реализовать этот потенциал вместе.
Приверженность Канады партнерству с Россией в Арктике и на Севере имеет глубокие корни. Наши правительства активно работали над проектами северного сотрудничества в течение почти 40 лет. Во время Второй мировой войны помощь в основном шла северными путями. Сегодня весомо в наших международных отношениях растет значимость обеих Америк, и вместе с этим и наших северных контактов. Углубленное сотрудничество с США, выход в Мексику через договоры НАФТА и активизация отношений со всей Латинской Америкой расширяют коридор, имеющий обратную связь с Евразией через российский Север.
Иногда Север может рассматриваться как проблема, нуждающаяся в хорошем кризис-менеджере. Таково ощущение в России сегодня, когда дальневосточные населенные пункты живут без тепла и электричества. Но такой подход ограничивает наш потенциал. Нам необходимо наращивать существующий ряд инициатив, нам нужны проекты, которые бы позволяли северянам в Канаде и России чаще и постоянно посещать друг друга, так чтобы они сами могли создавать для себя прочные и долговременные партнерские отношения. В этом году Канада объявила о новом Северном Измерении в нашей внешней политике, которая выделяет Россию как важного партнера на Севере и ставит ее в фокус внимания Канады.
Обновленный диалог по вопросам федерализма
Совершенно уникальный аспект канадско-российских отношений - наши откровенные обмены информацией о вызовах и возможностях федерализма. У нас имеется обширное наследство в виде двустороннего общения в этой сфере, и мы можем общаться на особенном уровне в составе "большой восьмерки". Фискальный федерализм и менеджмент отдельных отраслей, таких, как природные ресурсы или железнодорожные коммуникации, являются многообещающими направлениями сотрудничества, и мы ожидаем решений в этих направлениях. На этой неделе в Оттаве канадская неправительственная организация Форум Федераций проводит канадско-российскую конференцию по вопросам федерального управления, где официальные лица очень высокого уровня с обеих сторон встретятся, чтобы поделиться опытом и знаниями.
В рамках канадской программы технической помощи России, которой выделено приблизительно 150 миллионов канадских долларов, осуществляется финансирование Исследовательского и консультационного консорциума экономической политики - проекта, рассчитанного на три года, в рамках которого политики, аналитики и представители университетов пытаются адаптировать канадский опыт к российским усилиям по реформированию фискального федерализма, бюджетных и налоговых отношений между регионами и федеральным Центром. Другие инициативы включают активную российско-канадскую парламентскую программу, в рамках которой осуществляются обмены идеями и практическим опытом по парламентской процедуре, программу президентских стипендиатов, которая предлагает специальное обучение десятков российских официальных лиц из всех регионов Федерации каждый год.
Канадский взгляд на мир - есть ли у Канады и России общие точки зрения?
Эта встреча на высшем уровне следует за канадско-российскими переговорами по стратегической стабильности, прошедшими в Оттаве 4 декабря. На них обсуждался огромный круг вопросов, в том числе - предотвращение конфликтов, контроль за вооружениями и программа разоружения, нераспространение ядерного оружия, Балканы, ближневосточный мирный процесс, Африка, отношения России с НАТО и многие другие. По многим этим вопросам канадско-российское сотрудничество могло быть конструктивным, полезным для достижения консенсуса там, где позиции ключевых игроков расходятся.
После дебатов по ПРО, прошедших в США и других странах этим летом, ясно, что Россия и другие государства - владельцы ядерного оружия должны разработать серьезную программу ядерного разоружения. Канада заинтересована в том, чтобы этот вопрос продвигался в правильном направлении, и президент Путин - ключевой игрок в этом процессе. Вызывает озабоченность в целом режим нераспространения, где мы хотели бы теснее взаимодействовать с Россией.
В последние два года Канада была чрезвычайно активна в Совете Безопасности ООН. Хотя мы покидаем Совет в конце декабря, мы примем председательство в "большой восьмерке" в 2002 году, после Италии. Мы намерены продолжать играть активную роль в международных отношениях и будем стремиться к партнерству с Россией, чтобы достичь продвижения в важных для нас областях, таких, как защита детей во время вооруженных конфликтов, предотвращение конфликтов и миротворческие операции, прекращение торговли "конфликтными алмазами", запрещение противопехотных мин во всем мире, работа Международного суда по уголовным преступлениям, борьба против организованной преступности и незаконной торговли наркотиками.
Эти вопросы среди других составляют канадскую повестку дня в области "безопасности личности". Этот подход предполагает защиту и благополучие личности как главный критерий в международных акциях. Безопасность людей, а не государств, имеет первостепенное значение для Канады.
Когда премьер-министр Кретьен и президент Путин встретятся в Оттаве, их повестка дня будет основательной. У нас нет "раздражающих факторов" во взаимоотношениях, но у нас есть возможность углубить наше партнерство в ключевых областях. Ответственность за использование этой возможности лежит не только на наших лидерах, но и на простых канадцах и россиянах, которые заинтересованы в строительстве и процветании долговременных отношений.