МОДЕЛЬ прежних экономических отношений СССР и Кубы имела определенную специфику. Экономическая модель вырабатывалась в условиях экономической блокады США, была направлена на предотвращение краха экономики Кубы из-за различных санкций ее северного соседа. Формы и инструменты этого сотрудничества включали такие элементы помощи, как преференциальные цены, гарантирование закупок кубинских товаров, стабильное удовлетворение импортных запросов кубинской стороны, льготное кредитование, предоставление займов, перенесение сроков их оплаты. Республика была в числе крупнейших получателей советской экономической и военной помощи, а по таким направлениям, как предоставление преференциальных цен и льготное кредитование, устойчиво занимала в течение трех десятилетий лидирующее положение.
Наиболее важное значение для экономики нашей страны имели поставки сахара, которые в среднем в 1986-1990 гг. составляли более 4 млн. т в год. В 1989 г. на Кубу приходилось более половины всех поставляемых в страну цитрусовых. Республика в течение трех десятилетий вывозила в СССР большую часть получаемого ею никель-кобальтового концентрата. Производимые из него в СССР никель и кобальт использовались в сталелитейной промышленности, ВПК, шли на экспорт.
Важно, что модель экономических отношений, сложившаяся к концу 80-х гг., и созданная в ходе ее осуществления экономическая база в республике позволили бы постепенно перейти к полноценному взаимовыгодному сотрудничеству между нашими странами. Но начало 90-х открыли иной этап в развитии отношений с Кубой. Торговля начала осуществляться на основе мировых цен. Либерализационные меры были проведены в сверхсжатые сроки и без внедрения каких-либо компенсационных механизмов. Товарооборот России с Кубой в 1993 г. сократился в 4 раза, а номенклатура централизованной торговли между Россией и Кубой фактически превратилась в монобартер (нефть-сахар). Объем технического содействия за тот же период уменьшился в 12 раз. С 1991 г. было свернуто инвестиционное сотрудничество. С Кубы выехала подавляющая часть российских специалистов, прекратилось полностью снабжение материальными ресурсами объектов, строившихся при содействии России.
Тем временем на Кубе, переживавшей сильный кризис, в значительной степени связанный с резким сокращением отношений с Россией, произошли концептуальные изменения в стратегии развития, допускающие прекращение монополии государства во внешнеэкономической деятельности, создание СП, установление прямых связей кубинских или совместных предприятий со смешанным капиталом, открытие зон свободной торговли.
Во второй половине 90-х гг. в российской внешней политике, в особенности после назначения министром иностранных дел Евгения Примакова, возобладал более прагматичный, сбалансированный подход, направленный на активизацию связей с регионами развивающегося мира. Визит в республику Примакова в 1995 г. стал важным шагом по пути возобновления нормальных отношений с Кубой.
В 1999 г. между Россией и Кубой было подписано новое Межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, которое полнее соответствует реальным условиям внешнеполитических и экономических связей. Товарооборот между странами в 1999 г. достиг почти 900 млн. долл. против 600 млн. долл. в 1998 г., и удельный вес России во внешней торговле Кубы составил в 1999 г. 15%. Россия импортировала в 1999 г. немногим более 2 млн. т сахара (65% всего экспорта сахара с Кубы). В свою очередь, экспорт нефти на Кубу составил в том же году почти 4 млн. т, а также металлы, удобрения. В экспорте нефти на Кубу принимали участие частные компании. В 1999 г. Россия уделяла значительное внимание экспорту машиностроительной продукции на Кубу.
Вместе с тем в российско-кубинском сотрудничестве существует ряд серьезных проблем. В течение 90-х годов государство не проводило преференциальной политики в отношениях с Кубой, не влияло на расширение экспорта в республику (например, машиностроительной продукции), не предоставляло таможенных льгот, что сдерживает развитие отечественного импорта. Не разработан эффективный механизм финансирования сотрудничества. У российских коммерческих и банковских структур отсутствуют возможности кредитования российского экспорта на срок свыше 90 дней. Для сравнения: западные страны работают на острове с условиями кредитования от 125 до 365 дней.
Несмотря на это, ближайшие перспективы российско-кубинской торговли представляются довольно динамичными, и прежде всего на уровне отдельных фирм, которые смогут организовать продвижение кубинских товаров на российские рынки. Особое значение могут приобрести новые формы сотрудничества, в том числе использование незанятых мощностей кубинских предприятий для выпуска различных изделий с последующей реализацией в России, на Кубе и в других латиноамериканских странах. Важное значение имело бы сотрудничество в сахарной промышленности, куда уже допущен иностранный, прежде всего испанский, капитал.
Важное значение имеет и инвестиционное сотрудничество с Кубой на взаимовыгодной основе. В счет предоставления государственных кредитов продолжается, хотя и в ограниченных размерах, сотрудничество по завершению сооружения в Республике Куба ряда объектов при техническом содействии российских организаций. Российские коммерческие банки начинают проявлять интерес к сотрудничеству с Кубой и рассматривают возможности выделения кредитов для продвижения кубинских товаров на российский рынок, инвестиций на Кубе. Возобновление инвестиционного сотрудничества важно для предотвращения вытеснения российских фирм и организаций из наиболее перспективных сфер компаниями третьих стран.
Это уже новая модель сотрудничества.