0
749
Газета В мире Интернет-версия

15.12.2000 00:00:00

Югославский интерес России

Вадим Кравец

Об авторе: Вадим Аркадьевич Кравец - кандидат технических наук, доцент

Тэги: Югославия, Косово


Югославия, Косово Эти разрушения, нанесенные Югославии натовской авиацией, ликвидируют европейцы, усиливая влияние на эту страну.

Визит нового лидера Югославии Воислава Коштуницы в Москву в конце октября зарубежные и отечественные СМИ расценили однозначно - ценен сам факт. Оба президента были предсказуемы - и Путин, и Коштуница выступили с совместной декларацией с упоминанием об "агрессии НАТО" и полным единством позиций по Косово (мятежная провинция - неотъемлемая часть Югославии). Москва пообещала "оказать посильную помощь" в восстановлении сербской экономики, а Белград не стал утаивать просьбы о возобновлении поставок российского газа (по возможности, при сверхльготных условиях, как и при Милошевиче). Как говорится, знакомство состоялось.

Через некоторое время, этой же осенью, Владимир Путин вновь вернулся к югославской теме, правда, уже перед другой аудиторией и в другом контексте. Президент напомнил российскому генералитету о существовании у державы геополитических интересов. В том числе и на Балканах.

Политическими и деловыми кругами России тема не осталась незамеченной. Особую активность при ее обсуждении (что совершенно оправданно) проявляют представители российского бизнеса, которые пытаются в одиночку восстановить ослабленные в последнее время, но еще недавно оживленные и традиционные связи нашей страны с республиками бывшей СФРЮ. Вполне вероятно, что вскоре "кулуарные" диалоги бизнесменов, убежденных, что Россия должна отстаивать свои интересы на Балканах, приобретут громкий общественный резонанс. Во всяком случае, на это рассчитывает Министерство иностранных дел РФ, поддержавшее идею проведения 15 декабря в Москве симпозиума "Геополитические интересы России и перспективы российского бизнеса в странах бывшей Югославии". Не скрывают своих целей и организаторы симпозиума (а это две Академии - госслужбы при президенте и народного хозяйства при правительстве РФ, Российский информационный центр, а также группа компаний МРКС). По замыслу устроителей этого форума, его участники (среди которых представители ведущих российских и зарубежных компаний, министерств и ведомств, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации) в ходе дискуссий должны обозначить приоритеты взаимоотношений (в первую очередь хозяйственных связей) нашей страны и стран бывшей Югославии.

Кстати, российский президент Владимир Путин после встречи со своим югославским коллегой Воиславом Коштуницей в интервью западным СМИ недвусмысленно дал понять, что начавшийся процесс расширения Европейского союза в отношении Югославии "не должен нанести ущерба ни нашим взаимоотношениям с сегодняшней объединенной Европой, ни нашим отношениям с нашими традиционными партнерами в Восточной и Центральной Европе". За этой дипломатичной формулировкой российского лидера проглядываются вполне реальные опасения, что интересы нашей страны на Балканах могут быть ущемлены.

Еще осенью прошлого года на международной конференции по восстановлению экономики Косово и Балканского региона (приглашения на нее получили 85 государств-"доноров" и ряд международных организаций, включая Евросоюз, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития) Запад решил "поднимать" экономику Косовского края (хотя он официально не отделен от СРЮ), практически не испрашивая на то разрешения Белграда. Суть этих устремлений прозрачна: регион богат разнообразным стратегическим сырьем (прежде всего хромом, свинцом, медью), здесь проходят трансбалканские артерии - железнодорожные и водные. Западные компании давно и пристально присматривались в этом плане к "косовской шкатулке". Еще весной 1998 года в проекте Всемирного банка "Демократическое развитие Косово" особо подчеркнута промышленно-сырьевая "начинка" региона, которую, мол, предстоит освоить. Правда, в проекте не оговаривалось, кто будет заниматься этим освоением...

Согласно оценкам Экономической комиссии ООН для Европы, минимум 40 процентов всех натовских бомб и ракет, направленных на Югославию, были сброшены на Косово. Расчет натовских стратегов понятен - нужно было уничтожить всю прежнюю инфраструктуру Косово (которую сама Сербия уж точно не сможет восстановить), чтобы участие западных компаний в восстановительных работах в Косово было бы неизбежным. А там, где строительство инфраструктуры, там недалеко и до разработки косовских недр. Поэтому натовская авиация методично утюжила Косово, создавая тем самым плацдарм для будущего десанта транснациональных корпораций.

Силовые методы, с помощью которых Запад попытался "урегулировать" ситуацию на Балканах и тем самым "открыть" экономику Югославии, бесспорно можно расценить как регресс современных международных отношений. Проводя историческую параллель аж с серединой XIX века, когда Европа точно такими же методами "открывала" для себя Китай - посредством "опиумных войн".

Этот (далеко не единичный) пример может послужить напоминанием, что сложнейшие геополитические процессы зачастую используются Западом исключительно в меркантильных интересах. И протянутая "рука помощи" не всегда добровольно принимается национальной экономикой региона, разрушенного военной агрессией. По некоторым данным, ущерб от последней балканской войны достигает 100 миллиардов долларов. И долгожданное снятие санкций с Югославии открывает большие возможности (связанные с восстановлением разрушенной натовскими бомбардировками экономики) перед бизнесом. В том числе и российским.

Но, как показывают события последних месяцев, российские компании, не имея крепких "правительственных" тылов, остаются не у дел. К примеру, немало было разговоров о том, что российские фирмы примут участие в реконструкции судоходной системы СРЮ. Но на деле более мобильными в решении этих "оперативных" задач оказались немецкие бизнесмены (с подачи своего правительства, которое еще до полномасштабного снятия с СРЮ санкций начало реализацию программы экономической помощи). Министерство иностранных дел Германии перечислило Югославии 500 тысяч евро в качестве первого пакета помощи. Эти средства как раз предназначены для расчистки завалов, препятствующих возобновлению судоходства по Дунаю в городе Нови Сад.

Правда, у российских специалистов есть еще немалый шанс заняться восстановлением югославских энергетических систем. Они оснащены в основном российским оборудованием, но у правительства СРЮ нет денег на то, чтобы закупать новое и оплачивать работы по его установке.

Есть лишь одна ниша, из которой нас вряд ли кто-то сможет вытеснить, - продажа энергоносителей. Югославия, приняв после натовской агрессии ряд экономически важных решений, касающихся в первую очередь топливно-энергетического комплекса, может стать своего рода "диспетчером" при распределении российского газа и нефти соседним странам. Не менее привлекательными для российской стороны выглядят и проекты по строительству газопроводов. К примеру, ветка газопровода "Славник-Новый град" будет проложена в районе компактного проживания сербов, который из-за новых территориальных разграничений стал энергодефицитным. К тому же газопровод соединит десятки крупных городов в единую систему коммуникаций. По оценкам специалистов, если местная промышленность выйдет через несколько лег на довоенный (до 1991 года) уровень производства, то максимальный объем потребления газа здесь может достигнуть 1,6 млрд. кубометров в год, что будет означать высокую рентабельность сделанных сейчас капиталовложений. Данный проект для нынешней Югославии, пожалуй, один из наиболее продуманных и целесообразных вариантов оказания реальной поддержки разрушенной экономике страны.

Недавно у международного консорциума "Славия Интернационал" (которому правительством Республики Сербской и в составе Боснии и Герцеговины предоставлен статус генерального подрядчика строительства газопровода) появился российский партнер - 000 "Межрегионакомплектснаб" (МРКС). "Славник-Новый град" - стратегический и долгосрочный проект, участие в нем российской компании (пусть по собственной инициативе и на собственные деньги), пожалуй, пока можно расценивать как намек на проявление геополитического интереса России на Балканах и утверждение ее влияния в этом регионе.

Хотя надо признать, что, вкладывая свои капиталы в надежде на будущие прибыли, российский бизнес восстанавливать Югославию не в состоянии. Общий товарооборот между Россией и Югославией сократился с 900 млн. долларов в 1997 году до 450 млн. - в прошлом. По всем статьям выходит, что динамика двустороннего сотрудничества складывается явно не в нашу пользу. И без целенаправленных действий государства (кредитование Югославии рублями под поставки российской техники, например) эту динамику вряд ли удастся переломить.

...По мнению экспертов ООН, восстановление экономики Югославии должно быть "ключевым элементом" международной программы экономического содействия странам Юго-Восточной Европы. И участие России в этом важном для новейшей истории процессе, бесспорно, можно смело отнести к категории современных геополитических задач, выполнение которых - не что иное, как дело чести и престижа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1422
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
898
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
639
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
884

Другие новости