НА ФОНЕ активного диалога, который ведет Министерство обороны РФ со своими западными партнерами, российско-британским военным контактам в последние годы явно недоставало динамизма. Поэтому завершившийся на днях официальный визит в Лондон маршала Игоря Сергеева и подписание Программы по развитию связей между Министерствами обороны России и Великобритании на 2001 год следует рассматривать как знаковые события. Вместе с тем остаются и проблемные вопросы, которые еще ждут своего решения.
На состояние российско-британских отношений в военной области существенное воздействие оказывают разногласия в позициях двух стран по ряду военно-политических проблем. Великобритания активно поддерживает процесс расширения НАТО, в том числе за счет стран Балтии. Одновременно Лондон сдерживает усилия европейцев по достижению самостоятельности в рамках военно-политической интеграции ЕС. На британской территории при попустительстве официальных властей действуют многочисленные исламские организации, поддерживающие чеченские бандформирования.
Руководство Великобритании поддерживает планы США по развертыванию национальной системы ПРО и не возражает против использования в этих целях американского Центра предупреждения о пусках баллистических ракет, который расположен на британской территории (база Файлингдейлз). При этом англичане выступают за то, чтобы развертываемая система прикрывала не только Северную Америку, но и Западную Европу. Кроме того, на американской базе Харрогейт (г. Менуит Хилл, графство Северный Йоркшир) ведется строительство другого объекта, входящего в состав наземной компоненты многоцелевой космической информационной системы "СБИРС".
В Москве надеются, что Великобритания, как член "ядерного" клуба, играющая заметную роль в вопросах поддержания стратегической стабильности, не допустит ситуации, при которой сама будет являться соучастницей разрушения системы договоренностей в области контроля над вооружениями и возникновения нового витка гонки вооружений. Мнение РФ относительно Договора по ПРО известно.
До сих пор не решены проблемы в рамках российско-британской программы переподготовки российских военнослужащих, увольняемых в запас. Несовершенство нормативной базы по указанной программе существенно снижает возможности МО РФ по контролю над ней, что позволяет англичанам реализовывать свои задачи, в том числе разведывательного характера, с привлечением сил и средств СИС и военной разведки. Ранее Минобороны России дважды предлагало в целях усиления государственного контроля в реализации программы переподготовки подписать специальный меморандум о сотрудничестве, однако первый проект англичане не согласовали, а второй оставили без рассмотрения. В октябре 2000 года британской стороне передан уже третий вариант меморандума, предусматривающий введение жестких ограничительных рамок и переориентацию программы на учебные центры российского Минобороны. Складывается впечатление, что затягивание Лондоном процесса формирования соответствующей нормативной базы происходит намеренно.
Несмотря на декларируемое желание Лондона развивать нормальные отношения с МО РФ, некоторые факты заставляют усомниться в искренности намерений британской стороны. Так, в сентябре 1999 года на учениях для слушателей объединенного командно-штабного колледжа ВС Великобритании в качестве противника обозначалось российское подразделение.
Есть сомнения и в желании британской стороны развивать контакты в сфере ВТС и высоких технологий. Явно разведывательные задачи решались Лондоном в ходе закупок единичных новейших образцов боевой техники ВС РФ, санкция на продажу которых недальновидно дало в 1992 году правительство Гайдара. Ничем закончились проводившиеся совместно в 1995-1997 гг. работы по уменьшению радиолокационной заметности самолетов ВВС Великобритании. Получив результаты испытаний российских антирадиолокационных покрытий по технологии "Стелс" на самолетах F-5E, англичане отказались от дальнейшего сотрудничества, сославшись на отсутствие средств.
Лондон-Москва