Сообщения о предстоящем в "первой половине" следующего года обмене визитами на высшем уровне между РФ и Ираном (см. 1-ю и 9-ю страницы "НГ" # 232 от 07.12.2000) являются бесспорной сенсацией. Не только потому, что немногие мировые лидеры посещают Тегеран и еще реже президент Хаттами выезжает за рубеж, по крайней мере за пределы региона. А прежде всего по той причине, что российско-иранское сближение (если оно произойдет), или даже альянс, может настолько улучшить позиции России в мире, что возникают вопросы - почему этого не было сделано раньше, и еще - много ли у Москвы таких "резервов", которые можно задействовать легким движением руки.
О легком движении руки: по имеющейся информации, в московских политических кругах уже несколько месяцев искали повода избавиться от мало кому известного (то есть конфиденциального) соглашения Гор-Черномырдин, которое блокировало поставки российских вооружений Ирану. Если раньше, как и по многим другим странам и направлениям, проиранское лобби - атомщики-энергетики, ВПК, транспортники и многие другие - боролось в бюрократических коридорах за мелкие уступки и вело себя именно как лобби, то в какой-то момент консенсус возник сам собой, особенно под воздействием почти аналогичной ситуации с Индией (см. ниже). Повод разорвать соглашение с американцами пришел неожиданно (содержание меморандума было разглашено в пылу предвыборной борьбы в США, вдобавок к тому моменту победа Буша предсказывалась достаточно ясно). Но не было бы этого повода - нашелся бы другой.
Нормализация - или улучшение - отношений с Ираном затрагивает несколько сюжетов. Первый - это доверие в мире к России как уважающей себя державе. С Ираном прежняя Россия - козыревско-черномырдинская - поступила так же, как с Индией: отказалась от выгодного для себя и уже подписанного соглашения, отказалась под давлением, отказалась и даже не получила в результате ожидавшихся выгод (экономическое сотрудничество с США вообще пока что просто несерьезно с учетом масштабов этой страны). До такого унижения доходила не каждая "банановая республика". Россия стала страной, у которой нет собственного слова. При Путине обе эти ошибки были исправлены - как с Индией, так - сейчас - и с Ираном. Однако теряют доверие быстро, восстанавливают медленно -
еще много лет Москве будут молча припоминать эти две ошибки. В целом же в этом смысле мы имеем явный плюс.
Улучшение отношений с Ираном. бесспорно, не нравится США - но неизвестно, минус это для Москвы или еще один плюс. Практика последних лет показала, что от американцев получаешь больше как раз при наличии твердой позиции. Однако в политических кругах в Москве обе эти истории помогли выработать убеждение: отношения с тем или иным партнером Москвы никогда больше не должны становиться разменной картой для торговли с США или кем-либо еще. (Если бы этот тезис был провозглашен в нужный момент, он мог бы стать частью несуществующей пока "доктрины Путина".)
Максимум проблем может возникнуть с Израилем. И раньше Тель-Авив возражал против любых поставок военных технологий Москвы Тегерану - особенно ядерных и атомных разработок, пусть и мирных. Даже иллюзия движения Тегерана к атомной бомбе означала бы диктат Ирана на Ближнем и Среднем Востоке. Кстати, не очень любят за силу иранцев еще и в Каире, и других столицах региона. Но - протесты протестами, а страна, дружащая с Тегераном, в конечном счете будет на Ближнем Востоке уважаемой. Тем более что в Израиле ощущают, что из-за своего стиля поведения в конфликте с палестинцами страна теряет всех союзников - американцев, европейцев... Угрожать немилостью Москве Тель-Авив будет, но приводить угрозы в исполнение - еще вопрос.
Сюжет индо-пакистано-афганский - очень сложен. Иран и без того объективно на стороне Москвы, в том числе по афганской и чеченской проблемам, при всех нюансах иранской позиции. Но в случае успеха мы действительно можем иметь индо-ирано-российский неформальный союз, который сделает уязвимое "мягкое подбрюшье" СНГ твердым фундаментом для постсоветского пространства.
Сюжет последний - чисто экономический. Никто не знает, сколько Россия может заработать на сотрудничестве с Ираном, но потенциальные возможности захватывают дух. Новые проекты атомной энергетики, освоение уже ставшего знаменитым в деловых кругах индо-каспийского торгового маршрута, сборка российских автомобилей в Иране... И без продаж оружия можно заработать очень много.
Но, когда захваченный дух нормализуется, не мешало бы вспомнить, с каким трудом идет экономическое сотрудничество со всеми партнерами Москвы - европейцами, китайцами, индийцами - в тех ситуациях, когда никакая политика не мешает. Идет оно плохо по причине российского делового стиля и инвестиционного климата. Если так будет и с Ираном, то не стоило и беспокоиться.