В кулуарах ООН все чаще поговаривают о том, что в Международном трибунале по бывшей Югославии (МТБЮ) наблюдаются серьезные перекосы. Многими уже не оспаривается тот факт, что с самого начала его деятельность оказалась сильно политизированной.
Международное сообщество ожидало, разумеется, иного. Оно исходило из того, что трибунал внесет важный вклад в урегулирование кризиса на территории бывшей Югославии и будет выполнять эту задачу независимо от политических соображений. Однако вопреки этому сей судебный орган предпочел проявлять в своей деятельности заведомо односторонний антисербский подход к делам. Кроме того, он нередко закрывает глаза на попрание норм международного гуманитарного права, совершаемое другими участниками конфликта. По существу, стало правилом, что МТБЮ, возглавляемый с некоторых пор бывшим генпрокурором Швейцарии Карлой дель Понте, с ходу выдвигает, ни в чем еще не разобравшись, обвинения, как только речь заходит о сербах и Косово. Но если кто-либо пытается обратить внимание трибунала на преступность натовских бомбардировок Югославии, повлекших большие человеческие жертвы среди мирного населения, то суд не усматривает в этом криминал и не принимает к рассмотрению соответствующие обращения. Бывает и так, как в случае с трагедией в Рачаке, где погибли ни в чем не повинные люди, что поступившая в трибунал соответствующая информация утаивается от международного сообщества и Совета Безопасности ООН.
С точки зрения международного права более чем сомнительна практика подготовки трибуналом "закрытых ордеров" и их передачи не только государствам, как это предписывается Уставом МТБЮ, но и международным органам. Абсолютно неправомерны договоренности МТБЮ с НАТО. В разрез с решениями Совета Безопасности ООН они фактически санкционировали спецоперации натовского контингента Сил по стабилизации (СПС), а фактически охоту на людей, подозреваемых трибуналом в совершении преступлений. В ходе подобных операций имели место случаи нарушения границ суверенных государств и даже гибели подозреваемых. Последняя такая трагедия произошла совсем недавно, в октябре, при задержании СПС Янко Янджика, проходящего по спискам МТБЮ.
Давно пора бы покончить с такими перекосами и перегибами. Иначе зачем международному сообществу финансировать трибунал, судьи которого выходят за рамки предоставленного ему мандата и подрывают тем самым доверие к беспристрастности и справедливости своих действий?
Вопросов к трибуналу накопилось немало. Напрашивается и такой: как относиться к Карле дель Понте, возглавляющей МТБЮ? Статус судьи обязывает ее быть достоверной и беспристрастной, но не растеряет ли она необходимое в такой должности международное уважение, распространяя заведомую неправду, как это случилось 21 ноября на ее пресс-конференции в ООН.
Там она с апломбом заявила, что МТБЮ якобы не заключал каких-либо соглашений с НАТО. Но как тогда быть с докладом председателя МТБЮ Генассамблее и Совету Безопасности ООН от 16 августа 1996 году? Ведь в этом документе прямо говорилось о том, что 9 мая 1996 года МТБЮ и командование НАТО в Европе подписали двусторонний Меморандум о сотрудничестве в деле розыска и задержания обвиняемых.
Напрасно госпожа Карла дель Понте рассчитывает на короткую людскую память. Но может, она сама кое-что запамятовала? Тогда, пожалуй, не помешало бы специально для нее опубликовать Меморандум МТБЮ-НАТО в качестве официального документа Совета Безопасности ООН.