НЫНЕШНИЙ переполох в Румынии вызван выходом во второй тур президентских выборов Корнелиу Вадима Тудора, имеющего репутацию политического экстремиста, ксенофоба, антисемита, демагога, а также необычайным успехом на выборах руководимой им националистической партии "Великая Румыния", ставшей второй по значению в парламенте. Атмосфера на политической арене и в масс-медиа напоминает ту, что царила в январе-феврале 1999 года, когда тысячи шахтеров Долины Жиу шли на Бухарест, чтобы "свалить" правительство. Единственным политическим лидером, кто тогда открыто поддержал действия горняков, был именно сенатор Корнелиу Вадим Тудор. Этим он изрядно повысил свой рейтинг, поэтому его победа во втором туре 10 декабря над лидером социал-демократов Ионом Илиеску представляется вполне реальной.
Возможность победы ультра Вадима Тудора состоит не только в том, что по итогам первого тура он отстает от Иона Илиеску всего на 8%. Главное в другом: те, кто голосовал за него в первом туре, полны решимости снова поддержать его кандидатуру. Их мотивация не является чем-то конъюнктурным: они бросают, таким образом, вызов как нынешней власти, доведшей страну до нищеты и разрухи, так и политическому классу в целом, погрязшему в коррупции и неспособному навести порядок в стране. Одновременно их голос - это кукиш, показанный Западу, который за 10 лет глубоко разочаровал румын. Мало того, к ним могут прибавиться голоса и тех, кто проиграл выборы и может действовать согласно логике: "После нас хоть потоп!", а также из эгоистического расчета, что приход Вадима Тудора к власти наверняка спровоцирует парламентский кризис и соответственно досрочные парламентские выборы, в которых, глядишь, при новом раскладе карта может лечь более удачно┘
А что возникнет тупиковая ситуация и кризис - однозначно. Это подтверждает и заявление Партии социальной демократии о том, что в случае победы Вадима Тудора во втором туре она откажется формировать правительство и перейдет в оппозицию. Задача формирования кабинета в таком случае перейдет к партии "Великая Румыния" (ПВР), но ни ПСДР, ни тем более три другие партии, вошедшие в парламент, не будут с ней сотрудничать и не утвердят этот кабинет, который будет означать для всех них изоляцию Румынии от остального мира, бойкот со стороны международных финансовых организаций и в конечном счете срыв национальной стратегии Румынии по интеграции в Европейский союз и НАТО.
Чтобы избежать всего этого, ПСДР сделала упреждающий политический шаг. Не дожидаясь второго тура, как партия, выигравшая парламентские выборы, она назначила Адриана Нэстасе, первого заместителя Илиеску по партии, в качестве кандидата на пост премьера и объявила о решении сформировать одноцветное правительство меньшинства в расчете на поддержку других трех парламентских партий - ДП Петре Романа, НЛП и ДСВР. Соответственно она предложила им подписать меморандум об этом парламентском сотрудничестве, главное условие которого - поддержка тремя названными партиями кандидатуры Иона Илиеску во втором туре президентских выборов.
На решение ПСДР сформировать такое правительство повлияло и твердое намерение либералов и демократов остаться "в конструктивной оппозиции".
Реакция партии "Великая Румыния" и ее лидера на все эти политические телодвижения не заставила долго ждать. В среду руководство ПВР выступило с заявлением, в котором осудило попытки изолировать эту партию и предлагает партии Илиеску сотрудничество в рамках "левоцентристского" правительства ПСДР-ПВР, "ибо таков выбор румынского электората на выборах 26 ноября". "Заявление ПСДР об отказе сотрудничать с нами и ее союз с правыми силами, отвергнутыми избирателями в ходе выборов, могут дорого стоить ПСДР во втором туре президенстких выборов", - предостерегает "Великая Румыния".
Между тем обозреватели и социологи продолжают анализировать причины успеха Корнелиу Вадима Тудора на прошедших выборах. Прежде всего это результат слабого правления в последние четыре года представителей право-либеральной идеологии - демохристиан и либералов вкупе с социал-демократами Петре Романа. Ввиду этого первые даже не попали в парламент, не преодолев выборного порога. Особый отпечаток на финальную фазу предвыборной борьбы наложила публикация ежегодного доклада Европейской комиссии о прогрессе стран-кандидатов на вступление в ЕС. Его неутешительные выводы уменьшили шансы кандидатов от правящей коалиции - либералов-технократов Мугура Исэреску и Теодора Столожана. Документ ставит Румынию в ряду 13 стран-кандидатов на последнее место, отмечая слабый ход реформ, "нефункциональность рыночной экономики", "опустошение банковской системы", падение уровня жизни. И хотя премьер Мугур Исэреску утверждает, что в 2000 году "впервые за 10 лет" наметился экономический рост в 2%, его оппоненты напоминают ему, что за последние четыре года ВВП снизился на 16%. Кроме того, Румыния - единственная из бывших соцстран, которая не смогла победить инфляцию (в прошлом году - 55 %, в этом - более 40 %). Вопреки обещаниям правоцентристская коалиция не осуществила радикальных реформ, а главное, подобно своим левым предшественникам, под угрозой социальных волнений не осмелилась реструктурировать нерентабельные предприятия-гиганты госсектора. К этому можно добавить законодательную нестабильность, а именно частую смену правил игры, и особенно в сфере приватизации и налогов, что мешало активному привлечению иностранного капитала. Прибавьте сюда непобедимую бюрократию и всепроникающую коррупцию, а также более трети населения страны, живущего за чертой бедности, и вы получите социально-экономический портрет Румынии.
Все это создало благоприятную базу для успеха Вадима Тудора, который взял на себя роль "народного заступника". Парадоксально, но в первую очередь к нему отошли голоса от лидера правых - президента Эмиля Константинеску, после того как тот снял свою кандидатуру. Тогда его рейтинг был 20%, и эти голоса "анти-Илиеску" ушли к противникам Илиеску, причем 10% из них - именно к Вадиму Тудору. Вадим умело перенял и даже усилил лозунги Эмиля Константинеску по борьбе с коррупцией и против ПСДР. Мало того, 11% симпатизантов ПСДР голосовали не за своего кандидата Илиеску, а за Вадима Тудора. Возможно, такова была партийная установка в самой ПСДР: помочь выйти во второй тур Вадиму Тудору как наиболее легкому для Илиеску сопернику. Но тут-то бабушка надвое сказала.
Во-вторых, больше всего молодых, активных людей в возрасте от 18 до 44 лет голосовали за лидера "Великой Румынии". За Илиеску - от 45 и старше. Прежде всего потому, что Вадим выиграл битву на ТВ. Молодые люди увидели, что он со своими знаниями, радикализмом и юмором явно доминировал.
Теперь пресса и телевидение активно участвуют в кампании анти-Вадим. Аналитики и социологи обращают внимание на то, что ни у этого лидера, ни у его партии не было и нет реальной и серьезной экономической и социальной программы. А его броские популистские или экстремистские лозунги - "дать еду и питье людям", "отобрать имущество у богатых и раздать его бедным", "расстреливать мафию из пулемета", устраивать на стадионах "публичные казни антирумынских элементов" или сгонять асоциальных цыган в трудовые лагеря - не более чем просто лозунги. Их нельзя осуществить в демократической системе, тем более в рамках "диктатуры закона", которую провозглашает Вадим Тудор. Историки же напоминают, что Румыния уже имеет опыт прихода к власти национальных правых экстремистов - легионеров, опыт кровавый и трагичный.
Бухарест