В новом сейме Литвы под председательством юриста Артураса Паулаускаса произошло знаковое событие. Он вернул президенту право назначать генерального прокурора страны. Это означает, что президент республики вновь обретает атрибуты власти. По решению сейма прошлого созыва, большинство которого составляли консерваторы во главе с Витаутасом Ландсбергисом, генерального прокурора страны назначал сейм по предложению подразделения самого же сейма - парламентского комитета по вопросам права и правопорядка. Столь хитроумный способ назначения был изобретен консерваторами "не от хорошей жизни". Власть в стране в 1996 году принадлежала их партии "Союз Отечества" (консерваторы Литвы), а назначение ключевого поста генпрокурора находилось в ведении президента Альгирдаса Бразаускаса - выходца из оппозиционной Демократической партии труда Литвы, бывшего лидера коммунистов. Для подавляющего властного большинства во главе со спикером парламента Ландсбергисом президентский прокурор был как кость в горле. И хотя в Конституции 1992 года предусмотрено, что руководители основных институций правопорядка назначаются сеймом по рекомендации президента, парламентарии все же решились на манипуляции с Основным законом страны, поскольку у правых было подавляющее большинство в парламенте. Они лишили президента его конституционного права.
Левая оппозиция тогда с полным основанием заговорила о "перевороте", "карманном прокуроре" консерваторов. Наверное, именно тогда, в 1996 году, консерваторы, только что одержавшие победу на выборах, начали стремительно терять доверие граждан.
Истоки нынешнего оглушительного поражения сторонников Ландсбергиса на выборах в парламент - именно в политическом противостоянии с президентом Бразаускасом, пользующимся неизменной любовью литовцев. Амбиции правых, отсутствие гибкости и "эмоциональная политика" не могли не отразиться на их рейтинге. Впрочем, тогда падение рейтинга сейм не озаботило, и "свой генпрокурор" Казис Педнича пришел со своей командой, освободив от должности не только своего предшественника, но и его заместителей, среди которых был нынешний спикер парламента Артурас Паулаускас. Прокурора, назначенного партией власти, оппозиция насмешливо называла "адвокатом Ландсбергиса", так как Педнича стремился защищать председателя "Союза Отечества" и одновременно парламента от любых нападок в его адрес.
О несправедливости "экспроприации" президентского права назначать генпрокурора не раз говорил и нынешний президент Литвы Валдас Адамкус. Прокурор, считает он, должен быть не партийной фигурой и назначать его должна не партия власти, а независимый глава государства. Сегодня четырехлетняя коллизия получила логическое завершение: произошел "обратный переворот".
Трудно сказать, существует ли прямая связь между валом преступности, буквально захлестнувшим Литву в последнее время, и тесной зависимостью прокурора от правящей партии. Но безусловно одно: такая зависимость мешает прокурору свободно и четко выполнять свои обязанности по пресечению преступной деятельности определенных групп. Нынешняя серия убийств работников прокуратуры, должностных лиц полиции, предпринимателей в Паневежисе, когда-то знаменитом на весь Союз городе литовского театра, лишь подтверждает справедливость этого суждения. Ведь раскрываются там пока только дорожно-транспортные происшествия. Сегодня Паневежис, этот оплот консерваторов, называют "литовским Чикаго", городом подозреваемых. Здесь "Союз Отечества" традиционно одерживает победу на выборах и расставляет на ответственных постах "своих" людей. Не символичный ли факт?
Вильнюс