После того как четырнадцать из пятнадцати стран Европейского союза (Дания предпочла воздержаться) в Брюсселе, в ходе совещания министров обороны, окончательно определились насчет создания коллективных сил быстрого реагирования, в столицах континента немедленно отреагировали на это событие. Обсуждается и комментируется не только сам факт учреждения в окончательном варианте таких сил, но и компоновка этого контингента отдельными странами.
Обращается внимание на лидирующую роль Германии, которая выделяет больше всех живой силы - 13 500 человек, больше других предоставляет боевых самолетов - 93 единицы и военных кораблей - 20 единиц. По этой причине немцам достанется соответственно больше командных постов в новой военной структуре. Такая перспектива далеко не всем участникам по душе, но поскольку решение уже принято, то скрепя сердце приходится мириться.
На втором месте по количеству выделяемых солдат и техники находится Великобритания - 12 500 человек. Однако это отнюдь не радует многих политических деятелей страны, считающих, что вся затея с созданием собственных европейских вооруженных сил "представляет угрозу НАТО". Так, группа бывших министров обороны и иностранных дел обеих ведущих партий, в их числе и лорды Каррингтон, Хили, Оуэн, сэр Рифкинд, опубликовали открытое письмо против этой европейской инициативы в защиту НАТО. В письме говорится: "Североатлантический союз в течение полувека надежно обеспечивал нашу безопасность. Создание конкурирующей военной структуры ослабит альянс и поставит под сомнение само его существование".
По сути, это действительно так и есть, потому что Европа не намерена вечно и бесконечно находится в зависимости от Соединенных Штатов в вопросах своей обороны, обеспечения безопасности и разрешения кризисных ситуаций. Вместе с тем опасения рьяных сторонников американской опеки насчет того, что эта опека исчезнет, явно преждевременны. Во-первых, Европе предстоит еще долгий путь, чтобы создать собственную систему обороны в том объеме и на том высоком уровне, какой сейчас обеспечивают американцы. Как подчеркивает министр обороны Франции Ален Ришар, ни одна самостоятельная акция будущих европейских сил не сможет осуществляться, если не будет согласия и поддержки военной техникой со стороны НАТО. Во-вторых, на страже интересов НАТО в Европе стоят люди, от которых порой зависит многое. Ведь не случайно верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана методично доказывает, что без НАТО европейцам не справиться ни с одной ответственной миссией.
Примечательно, что буквально на следующий день после объявления о формировании сил быстрого реагирования пятнадцать государств, не являющихся членами Европейского союза, выразили готовность участвовать в этом мероприятии. Кстати, в их числе шесть партнеров по НАТО - это Турция, Исландия, Норвегия, Польша, Венгрия, Чехия. В добровольном порядке они предлагают свои вооруженные силы в распоряжение Евросоюза, называя конкретные контингенты: Турция - от 5 тысяч солдат и выше, Венгрия - 350 военнослужащих.
По мнению ответственных лиц в комиссии ЕС, с которыми беседовал корреспондент "НГ", вполне вероятно, что готовность всех желающих поставить свои вооруженные силы под знамена Евросоюза будет удовлетворена. Однако руководство этих стран не получит доступа к принятию военных решений для сил быстрого реагирования.
Брюссель