Латвии написано на роду быть постоянно на стыке отношений с Россией. К сожалению, пока эти отношения нельзя назвать удовлетворительными. И в той и в другой стране всегда находятся силы, готовые в любой момент излить потоки желчи в адрес соседнего государства и проявить свою агрессивность. При этом чаще всего находятся и государственные деятели, которые используют частные случаи для того, чтобы подчеркнуть закономерность вместо того, чтобы трезво и хладнокровно оценить происшедшее. Примером может служить недавнее проникновение на территорию Латвии группы юных "лимоновцев" или, как их еще называют, "национал-большевиков", которые 17 ноября с бутафорной гранатой захватили башню собора Святого Петра в центре Риги и требовали освобождения из "застенков своих латвийских товарищей по борьбе". Все они были арестованы и, видимо, предстанут перед судом.
Местные власти тут же оценили деяние русских молодцов из партии Лимонова как "террористический акт" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Латвийские пограничники тут же бросились выполнять указание своего высшего руководства: теперь они намерены останавливать следующие транзитом через территорию Латвии поезда типа "Санкт-Петербург-Вильнюс- Калининград" или "Санкт-Петербург-Львов" для проверки следующих в них пассажиров. Этими действиями они пытаются предотвратить угрозу для латвийского государства, исходящую от российских экстремистов. По свежим следам в МИД Латвии из той же погранслужбы было направлено предложение изменить текст соглашения с Россией, где упоминается о таких поездах, с тем чтобы обязать пассажиров иметь транзитные визы. Ну, а местная полиция воспользовалась случаем и вместе с незаконно проникшими в страну русскими заодно арестовала и группу местных "лимоновцев", которые направили заявку на проведение пикета протеста у памятника латышским легионерам. Тем была сорвана акция протеста у памятника.
После акции в соборе председателю комиссии сейма по национальной безопасности Андрейсу Пантелеевсу латвийское законодательство показалось недостаточно жестким по отношению к таким экстремистам, как "лимоновцы". Законы Латвии позволяют осудить юных "национал-большевиков" лишь за хулиганство, а не за террористический акт. В этой связи комиссия сейма предложила изменить и законы, чтобы иметь возможность одним махом покончить и со своим собственными "лимоновцами" и с гастролерами. Как бы мимоходом в это же время сейм отверг предложения левой оппозиции о предоставлении права жителям республики, не имеющим гражданства (таковых из 2 миллионов 375 тысяч жителей Латвии насчитывается 568 тысяч), права голосовать на выборах в местные органы власти. Из трех балтийских государств Латвия единственная, которая этого не сделала.
Как ни странно, но практически в это же время латвийская официальная газета "Латвияс Вестнесис" предоставила трибуну министру обороны страны Гиртсу Кристовскис, который развил тезис президента Вайры Вике-Фрейберги о непредсказуемости России и о сохранении с ее стороны военной угрозы, высказанный несколькими днями ранее. "Мы не спокойны за свое будущее.... - заявил министр. - И не можем быть уверены, что Россия не будет применять по отношению к нам вооруженную силу - ведь такая политика проводится руководящими кругами России". Из всего этого главный военспец Латвии делает вывод, что Латвия должна "наращивать силу" и отрабатывать приемы партизанской войны. После этого последовало предупреждение с его стороны о том, что Россия-де "не должна тешить себя иллюзиями, что отношения с Латвией можно решать военными средствами". Министр подбирал слова таким образом, что за всеми его "партизанскими" выкладками и предупреждениями стояло будущее членство страны в НАТО - организации, которая, верит министр, надежно защитит республику от всех видимых и невидимых врагов. Заодно Кристовскис как бы машинально "пнул" Москву за то, что она не желает развивать с Латвией военно-техническое сотрудничество и не стремится налаживать дружественные отношения. Правда, в общем контексте выступления это прозвучало странно.
Чтобы портрет министра был наиболее полным, добавим, что он исправно принимает участие в мероприятиях бывших эсэсовцев, присутствовал на торжественном открытии памятника легионерам в Лестене, регулярно встречается с ветеранами латышских дивизий СС, воспитывает своих подчиненных в духе почитания памяти тех, кто сражался на стороне фашистской Германии.
В стремлении не уступить России ни в чем в Латвии недавно издали сборник латвийских матерных ругательств - всего 469 нецензурных слов и выражений. Как выяснилось, сборник тем не менее в подметки не годится аналогичной русской книге, вышедшей в свет в разгар перестройки, количество нецензурных слов в которой сильно превышает латышский матерный словарь как по объему, так и по колориту. Видимо поэтому книга, изданная малым тиражом (1 тыс. экземпляров), осталась незамеченной, и в Латвии продолжают употреблять крепкие русские "матюки", что явно входит в противоречие с латышским законом о языке.
И последнее. На днях глава латвийских лютеран Янис Ванагс и высшие иерархи латвийских католиков отказались вести праздничное экуменическое богослужение, чем вызвали неудовольствие высшего руководства страны. Причины отказа глава латвийских лютеран изложил в письме к президенту. Там он указывает, что "испытывает грусть и стыд" за нынешнее состояние государства, где многие бедствуют, живут в нищете, где нет реальной борьбы с коррупцией и насильниками детей. И все это потому, пишет священник, что "Латвия находится во власти сил, обещания которых не имеют ценности, а посему им нельзя верить".