НИКАКОЙ войны между югославской армией и албанскими боевиками в демилитаризованной зоне в пограничных с Косово районах Прешево и Буяноваца не будет, успокоил международную общественность президент Югославии Воислав Коштуница, согласившийся вчера на безвременное перемирие с албанскими экстремистами. Накануне, в понедельник, все было готово к тому, чтобы силами югославской армии положить конец непрекращающимся убийствам сербских полицейских в 5-километровой буферной зоне, где уже несколько недель бесчинствуют, по разным данным, от нескольких сот до пяти тысяч вооруженных албанских экстремистов.
Ультиматум, поставленный Белградом несколько дней назад руководству КФОР, от которого требовалось выдворить боевиков из буферной зоны и укрепить границу, явно возымел действие. Коштуница продемонстрировал свою решительность и готовность защищать государственные интересы, а, главное, заставил КФОР действовать. Сам Белград будет действовать исключительно в рамках существующих договоренностей - резолюции 1244 СБ ООН и военно-технического Кумановского соглашения, в соответствии с которыми он вправе использовать в демилитаризованной зоне ограниченное количество полицейских. В этом Коштуница лично заверил напуганных жителей Буяноваца, уже начавших в страхе перед военными действиями покидать свои дома.
В Буяновац президент СРЮ примчался практически из Вены, откуда вылетел, прервав свое участие в заседании министров иностранных дел стран - участниц ОБСЕ. В результате не состоялись намеченные переговоры Коштуницы с федеральным канцлером ФРГ Вольфганом Шюсселем и председателем австрийского парламента Хайнцем Фишером. Мадлен Олбрайт довольствовалась беседой с шефом югославской дипломатии Гораном Свилановичем. Так или иначе, встреча эта стала первым югославско-американским контактом после начала натовских бомбардировок в марте прошлого года. После слов Свилановича, сказанных в понедельник вечером американскому госсекретарю, стало окончательно ясно, что войска в буферную зону вводиться не будут.
Причиной тому стало прежде всего желание Коштуницы не нарушать договоренностей с Западом и сохранить статус-кво. Впрочем, это не означает, что Белград просто повернет войска обратно. Скорее всего они останутся на границе. А в буферной зоне будет проведена специальная операция с участием дозволенного контингента сербской полиции. Здесь, однако, остается одна проблема, на которую Коштуница пожаловался в письме генсекам ООН - Кофи Аннану и НАТО - Джорджу Робертсону: сербские полицейские располагают лишь легким вооружением, тогда как албанские экстремисты - полным набором мощного оружия.
Тем временем объект всеобщего недовольства - КФОР, руководство которого подверглось накануне и критике генсека ООН, продолжает набивать себе цену, заявляя, что его заслугами стороны были удержаны от продолжения боевых действий. Некое перемирие, если здесь вообще уместно говорить о каком-то соглашении с боевиками, действительно было установлено. Через КФОР албанцы передали сербской делегации, приехавшей в Буяновац, что прекращают огонь до пятницы. За это время руководство КФОР, заявившее, что "имеет инструменты воздействия на албанских террористов", взяло на себя обязательство навести порядок в прилегающих к Косово районах: боевики должны покинуть занятые ими укрепсооружения на юге Сербии. В противном случае югославские силы безопасности начнут зачистку. По словам вице-премьера правительства Сербии Небойши Човича, перемирие было немедленно принято югославской стороной. И вот вчера КФОР объявил, что югославские власти заключили с албанскими экстремистами, действующими в районе Буяноваца, перемирие на неопределенный срок.
Уверенности в том, что КФОР справится с взятыми на себя обязательствами, впрочем, у сербов нет. Военные аналитики в Белграде полагают, что террористы из так называемой Армии освобождения Прешево-Медведжа-Буяноваца намерены провести мобилизацию в Косово и привлечь в свои ряды до 15 тысяч боевиков, в том числе входящих в легализованный КФОР и ООН Косовский защитный корпус, созданный на базе Освободительной армии Косово.