За перипетиями судебных тяжб по выяснению имени 43-го президента США совсем позабытым остается президент сорок второй. А между тем он все еще действующий президент, причем вовсе не "хромая утка", какой обычно становится глава государства на исходе второго президентского срока после ноябрьских выборов. Президент Клинтон не забросил государственные дела, более того, он делает заявления в части внешней политики, которые, скажем, еще три месяца назад назвали бы сенсационными. Речь идет об ушедшей сейчас на задний план, но от того не ставшей менее важной для России проблеме Договора по противоракетной обороне. В интервью Си-эн-эн в минувший понедельник Клинтон фактически признал, что все то время, которое американцы вели консультации с Россией, пытаясь убедить Москву в необходимости изменения Договора по ПРО, они блефовали. У США на сегодня нет технологических возможностей, признает уходящий хозяин Белого дома, создать противоракетный щит, который оборонял бы от баллистических ракет всю территорию страны (как известно, запрет на создание такой системы национальной ПРО является ключевым положением Договора 1972 года).
Клинтон также признал, что не пошел на решение о создании НПРО, поскольку не мог найти оправдания для нарушения условий Договора 1972 года. Собственно, этот мотив, вероятно, и был основным для Клинтона, о чем сказали многие еще в сентябре. Сейчас важно другое: признание невозможности технологически создать НПРО означает, по сути, раскрытие карт не только для России, но и для тех союзников США, которых Вашингтон намеревался убедить, что русские все равно согласятся на предложения по изменению Договора. С приходом нового президента ситуация ничуть не изменится: нет технологических возможностей - и просто так рисковать и аннулировать все предыдущие договоренности вряд ли стоит.
У американцев нет сейчас возможности создать НПРО, а потому Москве по большому счету вообще стоит прекратить все консультации на эту тему: предмета консультаций просто не существует. Это, однако, не значит, что Москва должна завершить продолжающиеся уже несколько месяцев консультации по стратегическим проблемам с Вашингтоном, в рамках которых обсуждается проблематика СНВ-ПРО. Данный процесс, безусловно, важен. Просто вопроса о системе национальной противоракетной обороны США для Москвы не должно существовать. Россия и так уже предельно ясно дала понять, что изменения Договора по ПРО, разрешающего Соединенным Штатам строить ограниченную (как говорят демократы, и полномасштабную - как считают республиканцы) НПРО она не допустит. Единственный вариант для сторонников идеи НПРО - выходить из Договора в одностороннем порядке. Джордж Буш сказал, что он это сделает.
Только теперь становится окончательно понятно, что, порвав таким образом с Россией отношения в рамках этого документа, он не сделает Америку безопасной. Не создав противоракетного щита, Буш вынудит Россию к ответным мерам. Иными словами, он предложит своим налогоплательщикам следующую схему: сегодня российские ракеты с разделяющимися головными частями (РГЧ) - послезавтра мы вас защитим чем-нибудь. Конечно, этот вариант не устраивает и Москву, поскольку послезавтра наступит довольно скоро - и американский военно-промышленный комплекс уже торопит этот день, а мы все еще будем приводить в споре этот единственный, по сути, аргумент. Но Вашингтон он должен устраивать еще меньше.
И, собственно, недовольство возможностью такого варианта продемонстрировал все тот же Клинтон все в том же интервью Си-эн-эн. США не должны, сказал он, возвращаться в эпоху создания "чрезвычайно опасных" ракет с разделяющимися головными частями. Уходящий президент стал более откровенен. Он предупреждает об опасности возобновления гонки вооружений не столько Россию, сколько своего преемника (особенно, если им станет Джордж Буш). Поймет ли это преемник? Согласится ли с этим мнением?
Пока ответа на этот вопрос нет, России нельзя расслабляться. Москва повела себя в последнее время активно: используя перспективный политический вакуум в США, Кремль сделал Белому дому предложение о еще более радикальных сокращениях стратегических наступательных вооружений, чем это предлагалось Россией же в последний раз при обсуждении параметров будущего договора СНВ-3. Путинская инициатива о необходимости снижения числа боеголовок до уровня ниже полутора тысяч для каждой из сторон не могла остаться без реакции. Клинтон как президент действующий ответил уклончиво: мол, мы за мир и сокращение ядерного оружия. Гор не ответил ничего. Буш, сам пока мало что понимающий в противоракетной обороне, ответил устами своей советницы по внешней политике Кондолизы Райс. Судя по поступившим сообщениям, госпожа Райс приветствовала готовность российской стороны привести ядерные арсеналы РФ и США к уровню, который больше соответствует нынешним условиям. Она также высказалась за продолжение российско-американского диалога по всему спектру стратегических вопросов.
Казалось бы, это позитивный сигнал. Однако ни слова - о Договоре по ПРО, без которого никакие сокращения не имеют смысла. Для России уж точно. Такое впечатление, что идет диалог наивных: мы считаем, что американцы подразумевают под всеми этими словами и сохранение Договора по ПРО, а американцы как бы даже и не задумываются - а при чем здесь вообще Договор по ПРО. Однозначно предполагать положительное для нас развитие событий, ожидать, что вдруг США перестанут готовиться к созданию НПРО (даже если у них сейчас нет технологических возможностей для этого), невозможно. Сокращать свои ядерные силы при большом риске слома Договора по ПРО - безответственно.
Не стоит выбивать свои козыри. Слом Договора по ПРО все еще очень вероятен. Даже колеблющегося президента США (не говоря уже о твердо настроенном Буше) есть кому убедить в необходимости сделать это: для ВПК это новые доходы, для населения - рабочие места, уверенность граждан в безопасности и т.д.
Американцам (не важно, демократам или республиканцам) гораздо удобнее расчистить дорогу сегодня, чтобы пойти по ней через три года, через пять или десять лет - когда угодно. Сегодня им все еще кажется, что можно выбить из Москвы согласие на строительство НПРО.
В данной ситуации России необходима такая система собственной безопасности, которая была бы способна развиваться в сторону наращивания, а не сокращения (неважно - количественно или качественно, например, через возможный возврат к РГЧ). Политически, конечно, есть все основания стремиться к тому, чтобы необходимости в наращивании не возникло. Но Соединенные Штаты не могут нам гарантировать такой ситуации. Зачем тогда показывать (через предлагаемые варианты военной реформы в части стратегических ядерных сил), что мы при абсолютно любом раскладе не собираемся иметь больше полутора тысяч боеголовок? В этом случае Вашингтону просто нет смысла вступать с нами в диалог о дальнейших сокращениях и опасаться возможного увеличения парка российских ракет как ответной меры на слом Договора по ПРО.
Все эти проблемы, впрочем, можно решить еще легче: надо элементарно перестать быть ядерной державой. И тогда Россия перестанет представлять для США всякий интерес как конкурент и все их нынешние и будущие системы автоматически перестанут нам угрожать. Угрожать уже не нужно будет - можно и так взять.