0
2346
Газета В мире Интернет-версия

17.11.2000 00:00:00

Черные африканцы бегут из Ливии

Тэги: Ливия, расизм


ОТСУТСТВИЕ расовой толерантности - явление, как правило, обычное среди ливийцев. Однако охватившие Ливию в последние дни погромы черных африканцев вызвали настоящий шок на континенте. В местах компактного проживания чернокожих (в рабочих городках и лагерях при промышленных центрах) под расистскими лозунгами прошла серия массовых избиений и грабежей выходцев из Тропической Африки. По предварительным данным, прямыми жертвами нападений стали не менее 130 человек. Из Ливии уже бежали 4 тыс. нигерийцев, еще 10 тыс. собираются уехать в текущем месяце. Граждане Ганы попробовали ответить нападавшим, и в результате многие из них оказались за решеткой. Вызволять соотечественников взялся лично президент Ганы Джерри Роллингс, который вывез из Триполи на борту своего самолета 240 человек. По прибытии на родину многие из них были немедленно отправлены в больницы. Роллингс объявил о репатриации в ближайшие дни еще 3000 граждан Ганы. Все они приехали в Ливию на заработки, совершенно не предполагая подобного исхода. Помимо выходцев из Нигерии и Ганы жертвами погромов стали также подданные Чада, Нигера и Судана.

Все эти печальные события начались, когда президента Ливии Муаммара Каддафи не было в стране, - он совершал турне по ближневосточным столицам. В условиях резкого обострения арабо-израильской конфронтации какие-либо осложнения отношений со странами Тропической Африки, традиционно поддерживающими палестинское национальное движение и арабский мир в целом, ливийскому руководству совершенно ни к чему. Вернувшись в Триполи, Каддафи стал предпринимать самые энергичные усилия для улаживания нелепого этнорасового конфликта.

Этот неожиданный взрыв расистских настроений вызывает недоумение. После отмены международных санкций перед Ливией открылись неплохие экономические перспективы, ожидается появление все новых и новых рабочих мест, а страна и без того испытывает нехватку рабочей силы. Более 50% экономически активного населения составляют иностранцы. Тем более что массовый приезд гастарбайтеров из Тропической Африки вполне вписывался в амбициозные политические планы Муаммара Каддафи, ставшего в последние годы усиленно продвигать идею Соединенных Штатов Африки.

Панафриканизм Каддафи встречал понимание многих континентальных лидеров. Ведь по африканским меркам Ливия - экономически достаточно благополучная страна, имеющая солидный политический вес. Еще в июле 1998 г. президенты Нигера, Чада, Сенегала, Мали, Сьерра-Леоне и Гамбии осуществили настоящий прорыв блокады Ливийской Джамахирии, приехав к ее руководителю совместно отметить день рождения пророка Мухаммада (причем любопытно, что когда президент Чада Идрисс Деби поначалу засомневался, стоит ли рисковать отношениями с могущественными США, и прислал вместо себя начштаба вооруженных сил, то Каддафи проявил настойчивость, отправив за ним личный "Боинг-747"). Идея Соединенных Штатов Африки, круто замешанная на антиамериканской основе, была поддержана и одним из основателей современной африканской государственности - первым президентом Замбии Кеннетом Каундой. Тесные контакты с Каддафи установили также лидеры Демократической Республики Конго и Эритреи.

Сегодня за развитием ситуации в Ливии не случайно внимательно наблюдают в странах компактного проживания арабов и представителей негроидной расы. Этнорасовые противоречия являются одной из причин затяжной гражданской войны в Судане, они способствовали длительному внутриполитическому противостоянию в Чаде, не раз взрывали политическую стабильность в Мавритании.

В Гвинее межрасовая напряженность всегда обострялась синхронно с экономическими неурядицами: торговую жизнь страны контролируют по большей части выходцы из ливанской и сирийской общин, и именно на них традиционно обрушивается гнев наиболее бедных слоев населения. Аналогичные проблемы на крайнем востоке Африки - в Сомали - в первой половине 90-х годов были усугублены весьма серьезным внешнеэкономическим (и в то же время политическим) фактором. В бытность генсеком ООН египтянина Бутроса Гали с инициативой "оздоровления" сомалийской экономической жизни выступил именно Египет. В Каире рассматривались планы создания на территории Сомали египетских крестьянских хозяйств с общей численностью поселенцев-египтян до 500 тыс. человек. Проекты подобной колонизации были встречены сомалийцами в штыки, вызвали всплеск антиарабских настроений, сопровождавшихся выражением ненависти лично к Бутросу Гали, тем более что все это происходило на фоне печально памятной американо-ооновской интервенционистской операции "Возвращение надежды".

Словом, конфликты на расовой почве между представителями "белой" (арабской) и "черной" Африки вызваны давними социально-экономическими и более глубокими межцивилизационными противоречиями. Эти противоречия до сих пор остаются неразрешимой проблемой для адептов панафриканизма, приверженных идее Соединенных Штатов Африки. К тому же, что сегодня особенно важно, они грозят нанести ущерб реальной общеконтинентальной солидарности в таких важнейших международных конфликтах, как арабо-израильское противостояние на Ближнем Востоке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2041
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1308
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
968
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1273

Другие новости