АВСТРИЙСКИЕ спасатели вчера, спустя четверо суток после трагедии в Альпах, закончили свою работу в туннеле горы Китцштайнхорн, где в прошлую субботу сгорел поезд рельсового фуникулера, переполненный горнолыжниками. Спастись, как известно, удалось лишь 12 пассажирам. Погибли, по предварительным данным, 156 человек, задохнувшись в ядовитом дыму и пламени адского пожара в трехкилометровой подземной трубе. Среди них австрийцы, немцы, японцы и американцы. Останки отправлены в зальцбургский Институт судебной медицины на опознание, которое займет, по словам его директора доктора Эдит Тутш-Бауэр, не менее четырех недель.
Маленькая Австрия потрясена обрушившимся на нее несчастьем не менее россиян, потрясенных гибелью подводной лодки "Курск". Гибель людей, будь то в пучинах моря или в туннельном мраке горы, всегда трагична, всегда тревожит души. В стране был объявлен двухдневный национальный траур. Парламент прервал обсуждение острых внутриполитических вопросов. От имени своих народов участие Австрии выразили руководители многих государств, в том числе президент РФ Владимир Путин. Вся мировая пресса тоже следит за спасательной операцией и выяснением причин катастрофы в Капруне. Но никому при этом не приходит в голову искать политические мотивы и объяснения случившегося.
В остальном же в альпийской трагедии немало странного. Она выделяется уже тем, что столь крупной катастрофы с горными фуникулерами и подвесными дорогами еще не бывало. В 1998 году американский истребитель оборвал в бреющем полете трос подъемника в итальянских Караванках; погибло 20 человек. А самое большое до прошлой субботы несчастье произошло более четверти века назад тоже в Северной Италии, когда лопнул трос подвесной дороги и гондола с 42 пассажирами рухнула в пропасть. Но пожар в фуникулере - такого еще не бывало.
О его причинах пока высказываются лишь предположения. Главное из них, что все случилось все-таки в результате каких-то технических неполадок. Поезд, который тянут вверх и спускают на тросе, не имеет собственного электродвигателя, но у него есть электрораспределительный щит, где могли возникнуть искры. Ответственные лица в Капруне, разумеется, отводят такие "наветы". Они заверяют, что поезд фуникулера и дорога находились в прекрасном техническом виде; что все необходимые техосмотры делались вовремя (последний - совсем недавно); что тщательно соблюдались все правила эксплуатации, за 26 лет которой на вершину глетчера Китцштайнхорн было перевезено около 13 миллионов человек. Однако известно, что не далее как 1 ноября у поезда была довольно долгая аварийная остановка в 3,2-километровом туннеле. Поскольку пожар возник в пустой кабине вожатого в конце вагона, то есть вопрос, не перевозились ли там наверх вопреки запрету горюче-смазочные материалы. Во всяком случае, на рельсах в районе пожара обнаружены следы, напоминающие смазочный материал. По некоторым свидетельствам, в пассажирском салоне дым почувствовался уже при самом въезде в туннель. Однако в поезде не было никакой пожарной сигнализации. Кроме того, современный по дизайну вагон, выгоревший до остова, был, похоже, сделан не из огнеустойчивых материалов. Иными словами, речь может идти и о техническом разгильдяйстве конструкторов, и о недобросовестном техобслуживании, и, наконец, о роковом стечении обстоятельств. Обстоятельств, которые возникают, оказывается, не только в неблагополучной России, но и в странах Запада, уровень технической и прочей цивилизации которых берется за эталон.
Нет сомнения, что австрийцы сделают должные выводы из этой трагедии. Очевидно, будут перепроверены и модернизированы все 17 подобных средств транспорта на горные вершины, которыми пользуются круглый год. Туризм, в том числе горнолыжный, является важной статьей дохода Альпийской республики. Его абсолютная безопасность только украсит визитную карточку прекрасной страны.