ЭТОГО события ждали в Таиланде в течение последних месяцев. И вот 9 ноября премьер-министр Чуан Ликпхай обратился к Его Величеству королю Пхумипхону Адульядету (Раме IX) с просьбой утвердить предложение о роспуске нижней палаты парламента и назначении всеобщих выборов на 6 января. Монарх в тот же день утвердил документ, и коалиционное правительство, возглавляемое Демократической партией (премьер Чуан - ее лидер), продолжило свою работу уже как временное со сроком полномочий до начала января. Тем временем уже с начала этой недели разворачивается в полную силу избирательная кампания, главными противоборствующими силами в которой станут Демократическая партия и партия с необычным названием "Тхай Рак Тхай" ("Тайцы любят Таиланд"), которой руководит отставной подполковник полиции, доктор криминологии и создатель одной из крупнейших в мире телекоммуникационных компаний Таксин Чинноват.
Позиции демократов - старейшей из ныне действующих партий - основательно подорваны обвинениями в излишнем потакании иностранцам (прежде всего - МВФ и США) и рядом коррупционных скандалов, затронувших высшее звено партийного руководства. Личная порядочность и бессребреничество премьера Чуана Ликпхая, во многом обеспечившие победу демократов три с половиной года назад (это правительство оказалось самым долговечным среди демократически избранных правительств страны), в конечном итоге не смогли уберечь премьера от обвинений в неспособности контролировать свое ближайшее окружение и навести порядок в собственном доме.
Демократы пришли к власти, когда страна приближалась к самой нижней точке азиатского экономического кризиса 1997-1998 годов. Тогда экономическая "команда" партии, состоявшая из сильных теоретиков и практиков - экономистов и финансистов с докторскими степенями, полученными в США, обещала стране наименее болезненный выход из кризиса. Правительство действительно многого добилось в решении проблем макроэкономики и реструктуризации долгов, однако с самого начала в его адрес звучали обвинения в недостаточном внимании к насущным проблемам крестьянства, малообеспеченных слоев населения и среднего класса. Демократы проводили внутреннюю политику, во многом подсказанную МВФ, что вызвало противодействие не только со стороны среднего класса и беднейших слоев, но и части аристократии и крупного капитала: интересы этих групп серьезно ущемлялись принятыми под диктовку МВФ новыми законами. Ситуация в Таиланде за три с половиной года несколько улучшилась, однако необслуживаемый долг по-прежнему составляет до 37% всех обязательств в стране, а значительная часть долгов по частным кредитам в результате реструктуризации (на кредитные средства МВФ) перекочевала в разряд долга государственного.
В последний год своего правления демократы (и с ними МВФ) вынуждены были признать ошибочность полной концентрации усилий на проблемах макроэкономики и начали лихорадочно исправлять возникшие из-за этой ошибки явные перегибы в социальной сфере. Однако эта программа на сегодня осталась незавершенной и вряд ли сможет добавить привлекательности предвыборной программе демократов. Их шансы на победу в выборах подтачивает и то, что из первой десятки руководителей партии один на пять лет лишен права заниматься политикой в результате коррупционного скандала, а двое из трех главных экономистов (в том числе доктор Супхачай Пханитчапхак, в скором времени заступающий на должность генерального директора ВТО, и заместитель министра иностранных дел Сукхумпхан Парибат) уже вслух заговорили о нежелании выставлять свои кандидатуры на выборах 6 января. Кроме этого значительное количество парламентариев предыдущего созыва, состоявших в Демпартии, вышли из нее и вступили в "Тхай Рак Тхай" Таксина Чинновата.
Таксин на сегодня обладает реальной возможностью набрать абсолютное большинство в нижней палате парламента (251 место из 300) и создать первое в истории таиландской демократии однопартийное правительство. Однако расследование по обвинению его в нескольких эпизодах сокрытия доходов в случае доказательства его вины грозит Таксину дисквалификацией. Если это произойдет, возникнет острейший политический кризис. Сомнений в том, что партия Таксина победит на выборах, ни у кого сегодня нет - ее политическая программа устраивает и националистически настроенную аристократию, и часть крупного бизнеса, и значительную часть среднего класса, и крестьянство (Таксин обещает трехлетний мораторий на долги крестьянских и фермерских хозяйств и выделение правительством каждой деревне страны одного миллиона бат - около 23 тыс. долл. США - в качестве фонда развития). Однако, если лидер победившей партии окажется дисквалифицирован, это даст некоторый шанс другим партиям, и прежде всего демократам, влиять на формирование кабинета. Опасность дисквалификации Таксина для его партии еще и в том, что сама партия, хотя на сегодня и самая массовая, создавалась исключительно "под Таксина" и ее возраст - чуть более года.
Несмотря на ярко выраженную "двухпартийность" нынешней кампании, продолжают действовать и появляются новые небольшие партии, рассчитывающие на получение от двух-трех до пятнадцати мест в парламенте. Многие из них взяли на вооружение популярные в народе концепции самодостаточной экономики и развития местного хозяйства общин, провинций и регионов как основы общего развития страны. Эти идеи, публично высказываемые в последние годы королем Пхумипхоном Адульядетом, не нашли в свое время горячего отклика у правительства Чуана Ликпхая, поначалу ставившего задачу послекризисного возвращения Таиланда к статусу одного из молодых "тигров Юго-Восточной Азии".
Идеи самодостаточной экономики нашли широкую поддержку в вооруженных силах Таиланда, традиционно игравших важную роль в политике на протяжении десятилетий, а в последние годы все чаще заявлявших о своей полной аполитичности.
Бангкок