-Господин министр, последней поездкой лидера СССР России в Монголию считается та, что была в 1974 году. Почему до сих пор даже министры иностранных дел России и Монголии не отработали механизм регулярных встреч руководителей двух стран? Соседи мы или нет в конце концов?
- Вы, видимо, задаете такой вопрос потому, что встречи руководителей различных стран во многом воспринимаются как показатель уровня развития взаимоотношений между ними. Из-за известных политических и социально-экономических изменений в наших странах на рубеже конца 80-х и начала 90-х годов наблюдался застой в двусторонних отношениях. Как монгольская, так и российская стороны глубоко осмыслили необходимость исправления такого положения дел и прилагали усилия в этом направлении. Новое правительство Монголии придает приоритетное значение отношениям с Россией и выступает за их всестороннее развитие. В настоящее время идет активная подготовка к визиту президента РФ Владимира Путина в нашу страну, который станет крупным событием в монголо-российских взаимоотношениях. В 90-е годы, адаптируя монголо-российское сотрудничество к новым реалиям, обе стороны стремились создать эффективный механизм взаимоотношений. Так, в заключенном в 1993 году Договоре о дружеских отношениях и сотрудничестве между нашими странами есть статья о том, что стороны будут регулярно проводить обмен мнениями на различных уровнях по вопросам развития и углубления двусторонних отношений и сотрудничества, а также по вопросам международных отношений, представляющим взаимный интерес.
Осуществлены взаимные визиты парламентариев, членов правительств, глав регионов, действует на постоянной основе межправительственная Комиссия по торговому и экономическому сотрудничеству, проходят регулярные консультации таких важных государственных органов, как Совет национальной безопасности Монголии и Совет безопасности Российской Федерации, межмидовские консультации, где обсуждаются вопросы двусторонних отношений, консульские и международные проблемы. Важнейшей составной частью такого регулирующего механизма, который охватывает все уровни государственной власти двух стран, конечно, являются встречи глав государств.
Президенты Монголии и Российской Федерации встречались трижды в Москве - во время официального и рабочих визитов нашего президента в Россию. Другими словами то, что с 1974 года высший руководитель Советского Союза или России не посещал Монголию, не означает, что отсутствует механизм, регулирующий наши взаимоотношения. Такой механизм налажен в последние годы, и мы твердо убеждены, что предстоящий визит президента России в нашу страну придает им новый импульс.
- Есть ли у Монголии стратегические стимулы наращивать политическое и экономическое сотрудничество с Россией?
- Говорят, что Наполеон как-то заявил, что знание своей географии есть знание своей внешней политики. Наши страны и народы обречены жить вместе. Исторически мы жили соседями, помогали друг другу в любую погоду. На всем протяжении истории мы совместно выработали прогрессивные, демократические принципы взаимоотношений соседних стран. Экономика наших стран взаимно дополняет друг друга, она даже взаимно зависит друг от друга.
Целое поколение монгольской интеллигенции воспитывалось в Советском Союзе, получило высшее и среднее образование, немалая часть населения через русский язык общается с миром. Одним словом, мы имеем свои геополитические, политические, экономические, гуманитарные интересы в России, как Россия имеет свои интересы в Монголии.
В целом хотел бы подчеркнуть, что стратегические стимулы Монголии развивать и расширять политическое и экономическое сотрудничество с Россией достаточно крепкие.
- Каким видит Монголия наш общий (России и Монголии) ответ новому наращиванию ракетных вооружений Соединенными Штатами Америки?
- Договор по ПРО является основополагающим документом для обеспечения стратегической стабильности в мире. Нарушение этого Договора чревато серьезными последствиями. Оно может повлечь за собой начало нового витка гонки вооружений. Поэтому мы приветствуем решение США отложить создание и размещение национальной системы ПРО.
- Расширение НАТО на восток - серьезное поражение России в холодной войне. У нас часто говорят даже, что "новая" Россия сегодня, по сути дела, не имеет ни серьезных противников, ни надежных партнеров. Как относятся к такой ситуации в Монголии?
- Все, что случилось с нами в девяностых годах, можно было бы назвать оптимистической трагедией. Но она принесла нам демократию. Поэтому настоящая трагедия, может быть, минула нас, оставив нам наш неугасаемый оптимизм. Как вы сами говорите: "Россия, может быть, проиграла одну битву, но не всю войну". При этом мы, конечно, не имеем в виду холодную войну, а судьбу России вообще. Мы уверены в том, что Россия в недалеком будущем во весь рост встанет как великая держава, способная служить миру и стабильности на благо всего человечества.
- С развалом СССР естественной сверхдержавой на мировой арене остались Соединенные Штаты Америки. В XXI век эта страна вступает с амбициозными намерениями: перекроить весь мир на свой лад. Готова ли Монголия вступить в противодействие Соединенным Штатам? В сотрудничестве с какими государствами она могла бы это сделать?
- Сказано, что "великие кажутся великими, потому что остальные стоят на коленях. Встаньте". Что касается США, то Монголия не верит тому, что они всерьез намерены и сумеют в XXI веке перекроить весь мир на свой лад. Поэтому мы далеки от мысли противодействовать Соединенным Штатам в смысле прямой конфронтации в сотрудничестве или союзе с другими государствами.
Возврата к холодной войне или к какой-то новой форме такой войны нет, и он не желателен. Вместо этого нас действительно волнует вопрос о том, как найти наиболее оптимальный вариант участия в процессе глобализации. И тут мы будем готовы сотрудничать со всеми государствами, с тем чтобы противостоять всем нежелательным для Монголии последствиям.
Улан-Батор