Сегодня в столице Ливии Триполи начинается суд над болгарскими медиками.
В ноябре прошлого года группа болгарских медиков (врач Здравко Георгиев и пять медсестер), работавших по контракту в крупной детской больнице в Триполи, были арестованы ливийскими властями и обвинены "в заговоре против ливийского народа и в предумышленном заражении СПИДом 393 детей". Шесть раз судебное рассмотрение дела откладывалось.
За истекшие месяцы попытки болгарского правительства уладить конфликт дипломатическим путем не увенчались успехом. Последствиями усилий были отзыв болгарского посла Спасова из Триполи и его последующее увольнение из МИДа. В стране была создана межведомственная комиссия, именитые болгарские вирусологи подготовили доклад, доказывающий невиновность болгарского персонала.
За арестованных вступился и бывший болгарский царь Симеон II, живущий в Мадриде.
Несколько раз суд откладывался благодаря стараниям ливийского адвоката Османа Бизанти, который пытался выиграть время, чтобы усилить защиту подопечных. Между тем болгарскому адвокату Владимиру Шайтанову, нанятому родственниками обвиняемых, ливийские власти то не давали визу, то не разрешали встретиться с арестованными или ознакомиться с материалами дела. В Болгарии развернулась антиливийская кампания, от участия в которой не смогли удержаться даже члены кабинета министров. Например, министр юстиции Теодосий Симеонов однажды неосторожно заявил, что Ливия "не белая страна". А болгарский МИД в одной из своих деклараций выразил сомнение в объективности предстоящего судебного процесса в Триполи.
На эти и другие ошибки указал недавно дипломат и директор Национальной ассоциации международных отношений Чавдар Минчев. Он считает, что судебная система в Ливии довольно солидна, она скопирована с Наполеоновского кодекса и следует принципам французского правосудия, хотя имеет и специфические черты. По его мнению, антиливийская кампания может только навредить шести обвиняемым медикам. Незадолго до судебного рассмотрения премьер-министр Иван Костов призвал средства информации и общественность своей страны проявлять сдержанность и корректность в высказываниях по поводу предстоящего процесса.
Между прочим, в болгарскую прессу просочилась информация, что во время своего недавнего визита в Каир Иван Костов просил египетского президента Хосни Мубарака о посредничестве в этом щекотливом деле, хотя Иван Костов и не подтвердил этого утверждения.
Накануне судебного процесса адвокату Осману Безанти наконец удалось добиться разрешения суда на участие международных экспертов в тяжбе. Один из них - известный швейцарский вирусолог профессор Люк Перен. По приглашению ливийского правительства он как эксперт исследовал 36 из 393 детей, зараженных СПИДом, и подготовил соответствующий доклад. Недавно он заявил в интервью, что готов выступить свидетелем в пользу болгар. Подтверждая мнение болгарских специалистов, он заявил, что заражение произошло по причине больничной инфекции, вызванной антисанитарными условиями.
Многие в Болгарии задаются вопросом: почему именно Болгария стала объектом демарша со стороны Джамахирии? В прессе проводятся параллели с "болгарским следом" в покушении турецкого террориста Агжи на Папу Римского. Упоминавшийся Чавдар Минчев считает, что в том случае с Папой, "ударяя по Болгарии, метили в другого", то есть в СССР. А сейчас вроде бы не тот случай. Другие гадают, нет ли здесь связи с "делом Локкерберри"? Тоже никакой.
Некоторую ясность в ситуацию внес кадровый дипломат-арабист Киряк Цонев. В интервью софийской газете "Стандарт" он привлек внимание к "принципиальной проблеме", которая может сослужить плохую службу обвиняемым, - резкое охлаждение болгаро-арабских отношений. "Вину за это, - отмечает Цонев,- несут все правительства Болгарии периода после 1989 года, которые повернули курс нашей ближневосточной политики на 180 градусов: от откровенно проарабской - к демонстративно произраильской".
Киряк Цонев прояснил возможные варианты судебной развязки. Знаток арабского законодательства, он считает, что по главному обвинению против них (заговор и умышленное заражение) болгарские медики невиновны, но, к сожалению, этого нельзя сказать по другим, "второстепенным" пунктам обвинения, которые сформулированы как "нарушение норм исламской морали" и увязаны с главным пунктом. В этом смысле задача адвоката - разорвать эту связь, считает Цонев. По его словам, в ливийском законодательстве нет понятия "непредумышленное убийство", причем за одно убийство полагается тюрьма или выкуп родственниками, за два и более - смертная казнь. С другой стороны, Коран запрещает смертную казнь женщины, но среди обвиняемых есть мужчина, мало того, именно его жена обвиняется в том, что держала зараженную кровь у себя дома. Смертный приговор может быть объявлен, но не исполнен, полагает арабист. И еще деликатный момент: ливийской общественности дело болгарских врачей пока неизвестно. В случае если Моамар Каддафи обратится к Генеральному народному конгрессу с предложением о помиловании (по закону сам он помиловать не может), то дело получит общественный резонанс, что, по мнению Киряка Цонева, могло бы повлиять на судьбу более 6 тысяч болгарских врачей, работающих в Ливии.
"Арабы обойдутся без Болгарии, а вот мы без арабского рынка и тем более без арабской нефти не обойдемся. Потому что в отношениях с Ближним Востоком Болгария должна следовать не линии, навязанной ей извне, а своим собственным интересам", - считает Цонев.
Бухарест